Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 97

Точно так же и в риторике кажущаяся
энтимема является в приложении не к абсолютно правдоподобному (ЈiKoq), но к
правдоподобному относительно. Это не есть полное понятие, как говорит и
Агафон:
Пожалуй можно назвать правдоподобным и то, Что с смертными случается
много неправдоподобных вещей, ибо случаются вещи противно правдоподобному,
так что неправдоподобное делается правдоподобным. Если это так, то
неправдоподобное станет правдоподобным, но не безотносительно: как в речах
софистического характера опущение предмета, [о котором идет речь] цели и
образа действий производит обман, так и здесь [ложное заключение получается]
вследствие того, что правдоподобное здесь есть правдоподобное не абсолютно,
а относительно. Из этого топа слагалось искусство Ко рака: [он пригоден и в
том случае], если [обвиняемый] непричастен взводимому на него обвинению,
-как, например, если в нанесении побоев обвиняется человек слабый, [его
можно защищать], на том основании, что это неправдоподобно, - и в том
случае, если он причастен, - например, если обвиняется человек сильный,
[есть основание для защиты] на том основании, что это неправдоподобно, ибо
должно было показаться правдоподобным. То же [бывает] и в других случаях:
человек необходимо всегда или причастен, или непричастен обвинению, и то, и
другое кажется правдоподобным, причем первое правдоподобно
[безотносительно], а второе небезотносительно, а так, как мы сказали [выше].
Это и есть то, что называется черное делать белым. Вследствие этого
люди по справедливости порицали профессию Протагора: она представляет собою
ложь и не истинно правдоподобное, а кажущееся таковым, которое [нельзя
найти] ни в одном искусстве, кроме риторики и софистики.
Итак, мы сказали об энтимемах, настоящих и кажущихся. Теперь в связи
[со сказанным] следует сказать об уничтожении энтимем.

ГЛАВА XXV

Два способа уничтожения (Auoic;) силлогизмов. Можно уничтожить
[силлогизм], или построив противоположный силлогизм, или сделав возражение.
Что касается противоположного силлогизма, то очевидно, что его можно
составлять на основании тех же самых топов, [какие мы указали], ибо
силлогизмы должны составляться из вероятных положений, и многие, кажущиеся
таковыми, положени противоположны одно другому. Возражения, как и в
"Топике", делаются четырьмя способами: [они заимствуются] или из самого
предмета, или из подобного ему, или из противоположного, или из предметов,
уже обсужденных. Я называю [возражением, заимствованным] из самого предмета,
например, такой случай: если по поводу любви составлена энтимема в том
смысле, что любовь прекрасна, то [возможно] двоякое возражение: [возможно]
или сказать вообще, что всякий недостаток [есть нечто] дурное, или
[заметить] в частности, что не было бы выражения, "любовь Кауновская", если
бы не могло быть случаев и дурной любви.
[Возражение заимствуется и из понятия противоположного [данному],
например, в том случае, если составлена энтимема, что хороший человек
благодетельствует всем своим друзьям; [можно возразить], что и дурной
человек не делает зла своим друзьям.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz