|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 97 |
Точно так же и в риторике кажущаяся
энтимема является в приложении не к абсолютно правдоподобному (ЈiKoq), но к
правдоподобному относительно. Это не есть полное понятие, как говорит и
Агафон:
Пожалуй можно назвать правдоподобным и то, Что с смертными случается
много неправдоподобных вещей, ибо случаются вещи противно правдоподобному,
так что неправдоподобное делается правдоподобным. Если это так, то
неправдоподобное станет правдоподобным, но не безотносительно: как в речах
софистического характера опущение предмета, [о котором идет речь] цели и
образа действий производит обман, так и здесь [ложное заключение получается]
вследствие того, что правдоподобное здесь есть правдоподобное не абсолютно,
а относительно. Из этого топа слагалось искусство Ко рака: [он пригоден и в
том случае], если [обвиняемый] непричастен взводимому на него обвинению,
-как, например, если в нанесении побоев обвиняется человек слабый, [его
можно защищать], на том основании, что это неправдоподобно, - и в том
случае, если он причастен, - например, если обвиняется человек сильный,
[есть основание для защиты] на том основании, что это неправдоподобно, ибо
должно было показаться правдоподобным. То же [бывает] и в других случаях:
человек необходимо всегда или причастен, или непричастен обвинению, и то, и
другое кажется правдоподобным, причем первое правдоподобно
[безотносительно], а второе небезотносительно, а так, как мы сказали [выше].
Это и есть то, что называется черное делать белым. Вследствие этого
люди по справедливости порицали профессию Протагора: она представляет собою
ложь и не истинно правдоподобное, а кажущееся таковым, которое [нельзя
найти] ни в одном искусстве, кроме риторики и софистики.
Итак, мы сказали об энтимемах, настоящих и кажущихся. Теперь в связи
[со сказанным] следует сказать об уничтожении энтимем.
ГЛАВА XXV
Два способа уничтожения (Auoic;) силлогизмов. Можно уничтожить
[силлогизм], или построив противоположный силлогизм, или сделав возражение.
Что касается противоположного силлогизма, то очевидно, что его можно
составлять на основании тех же самых топов, [какие мы указали], ибо
силлогизмы должны составляться из вероятных положений, и многие, кажущиеся
таковыми, положени противоположны одно другому. Возражения, как и в
"Топике", делаются четырьмя способами: [они заимствуются] или из самого
предмета, или из подобного ему, или из противоположного, или из предметов,
уже обсужденных. Я называю [возражением, заимствованным] из самого предмета,
например, такой случай: если по поводу любви составлена энтимема в том
смысле, что любовь прекрасна, то [возможно] двоякое возражение: [возможно]
или сказать вообще, что всякий недостаток [есть нечто] дурное, или
[заметить] в частности, что не было бы выражения, "любовь Кауновская", если
бы не могло быть случаев и дурной любви.
[Возражение заимствуется и из понятия противоположного [данному],
например, в том случае, если составлена энтимема, что хороший человек
благодетельствует всем своим друзьям; [можно возразить], что и дурной
человек не делает зла своим друзьям.
|
|