Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 45

К числу
несчастий относится всего, что случается без умысла и без всякого злого
намерения, к числу заблуждений - все то, что случается не без умысла, но не
вследствие порочности; к числу несправедливых поступков -все то, что
случается не без умысла, но, вместе с тем, вследствие порочности, потому что
ведь и все, что делается под влиянием страсти, предполагает порочность.
Правда заключается и в том, чтобы прощать человеческие слабости, - в
том еще, чтобы иметь в виду не закон, а законодателя, не букву закона, а
мысль законодателя, не самый поступок, а намерение человека, [его
совершившего], не часть, а целое, - в том, чтобы обращать внимание не на то,
каким выказал себя человек в данном случае, но - каков он был всегда или по
большей части. Правда заключается еще и в том, чтобы более помнить
полученное добро, чем испытанное зло, и добро, нами полученное, помнить
более, чем добро, нами самими сделанное, в том, чтобы терпеливо переносить
делаемые нам несправедливости и предпочитать судиться словом, а не делом, в
том, наконец, чтобы охотнее обращаться к суду посредников, чем к суду
публичному, потому что посредник заботится о правде, а судья о законе; для
того и изобретен суд посредников, чтобы могла торжествовать правда.

ГЛАВА XIV

Различные мерила несправедливого поступка -Отягощающие обстоятельства.
- Нарушение закона неписанного и писанного.
Пусть таким образом будет изложено учение о правде. Всякое
несправедливое действие представляется тем более несправедливым, чем больше
нравственная испорченность, от которой оно происходит; поэтому-то [иногда]
самые ничтожные поступки могут считаться величайшими преступлениями, так,
например, Каллистрат обвинял Меланопа в том, что он обсчитал работников,
строивших храм, на три священных полобола. В области справедливости [мы
замечаем явления] противоположные. Такая оценка поступка вытекает из его
виртуального смысла, а именно: человек, похитивший три священных полобола,
может считаться способным на всякого рода преступления.
Иногда сравнительная важность поступка определяется таким образом, а
иногда о поступке судят по тому вреду, который он приносит. Величайшим
считается и [то преступление], для которого нет равносильного наказания:
каждое наказание кажется ничтожным перед ним, - и то [преступление], от
которого нет исцеления, потому что трудно и даже невозможно вознаградить за
него, - и то, за которое потерпевший не может получить удовлетворения,
потому что причиненное ему зло неисцелимо; суд же и наказание есть
некоторого рода исцеление.
И еще большего наказания заслуживает человек, совершивший
несправедливость, в том случае, если лицо пострадавшее и обиженное само на
себя наложит тяжелое наказание; так Софокл, произнося речь в защиту
Эвктемона, который наложил на себя руки вследствие полученного оскорбления,
сказал, что он не удовольствуется требованием меньшего наказания, чем то,
которое счел для себя достойным пострадавший.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz