Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 132


В других случаях не [следует] прибегать [к вопросам], потому что если
[противник] устоит перед вопросом, [спрашивающий] представляется
побежденным, так как невозможно предлагать много вопросов вследствие
неподготовленности слушателей. По той же причине следует придавать энтимемам
как можно более сжатый вид.
На вопросы двусмысленные следует отвечать раздельно и не сжато, а на
вопросы, которые, по-видимому, заключают в себе противоречие, [следует
отвечать], разъясняя немедленно ответом [это противоречие], прежде чем
[противник]
предложит следующий вопрос или построит силлогизм, потому что не трудно
предугадать, куда идет речь. Но это, а также способы разрешения вопросов
должны быть нам ясны из "Топики". И, делая заключение, если вопрос ведет к
заключению, [следует] приводить причину, как, например, Софокл на вопрос
Писандра, был ли он, как и другие члены совета, за учреждение совета 400,
отвечал утвердительно. "Как, разве это не казалось тебе дурным?" - "Да,
казалось". -"Разве ты не поступил таким образом дурно?" -"Да, - отвечал
[Софокл], - но лучше поступить было нельзя". И как Лаконец, отдавая отчет за
то время, когда был эфором, на вопрос, кажется ли ему справедливой гибель
остальных, отвечал: "Да." - "Не делал ли ты то же, что и они?" -продолжал
спрашивавший. "Да", - отвечал Лаконец. "Не была ли бы справедливой и твоя
гибель?" - "Конечно, нет, ибо они поступали так потому, что взяли за это
деньги, а я не потому, а по убеждению". Поэтому-то не следует ни предлагать
вопрос после заключения, ни облекать самое заключение в форму вопроса, если
только перевес истины не находится в значительной мере [на нашей стороне].
Что касается шуток, которые, по-видимому, занимают некоторое место в
прениях, то, говорит Горгий, следует серьезность противника отражать
посредством шутки, а шутку посредством серьезности. И это замечание
правильно. В "Пиитике" мы уже сказали, сколько есть видов шутки, из которых
один пригоден для свободного человека, другой нет, чтобы каждый выбирал то,
что для него пригодно. Ирония отличается более благородным характером, чем
шутовство, потому что в первом случае человек прибегает к шутке ради самого
себя, а шут [делает это] ради других.

ГЛАВА XIX

Анализ четвертой части речи (заключения). Четыре части, на которые
распадается заключение, и их анализ.
Заключение речи слагается из четырех [частей]: 1) из старания [оратора]
хорошо расположить слушателей к себе и дурно к противнику, 2) из
преувеличения и умаления,
3) из стремления разжечь страсти слушателей,
4) из напоминания.
Раз [оратор] показал, что он прав, а его противник не прав, он
совершенно естественно в этом же духе хвалит, порицает и дает окончательную
отделку своей речи. [Оратор] должен стремиться [доказать] одно из двух: что
сам он - хороший человек, по отношению ли к слушателям, или
безотносительно, или - что [противник его] - дурной человек, по отношению к
ним или безотносительно.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz