Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 98


[Возражение заимствуется] от понятия подобного, например, в том случае,
если составлена энтимема, что люди, которым сделали зло, всегда полны
ненависти; на это [можно возразить], что люди, которым сделали добро, не
всегда полны любви.
Постановления знаменитых мужей [служат возражением], например, в том
случае, если бы кто-нибудь сказал энтимему, что пьяным нужно прощать, ибо
они совершают проступки, не ведая, что творят. Возразить [на это можно], что
[в таком случае] Питтак не заслуживает одобрения, ибо в противном случае он
не постановил бы закона о больших наказаниях в тех случаях, когда кто-нибудь
совершит проступок в пьяном виде.
Итак, энтимемы вытекают из четырех источников, а эти четыре источника
суть: правдоподобие, пример, доказательство, признак. Энтимемы, составленные
на основании того, что бывает действительно или по-видимому, по большей
части суть энтимемы, основанные на правдоподобии. Энтимемы, [которые
составляются] с помощью наведения на основании подобия одного или многих
случаев, - когда мы взяв общее положение, затем делаем заключение к частному
случаю, суть [энтимемы, основанные] на примере. Энтимемы, составленные с
помощью понятия необходимого и вечно сущего, [суть энтимемы, опирающиеся] на
доказательство. Энтимемы, [образованные] с помощью признаков, суть энтимемы,
вытекающие из понятия общего и частного - существующего и несуществующего.
Правдоподобие есть нечто такое, что бывает не всегда, но по большей части.
Очевидно, что подобные энтимемы всегда можно уничтожить, противопоставив им
возражение, причем возражение не всегда есть действительное, а [может быть]
и кажущееся, так как возражающий уничтожает энтимему не потому, что она
неправдоподобна, но потому что она не необходима. Поэтому-то употребление
этого паралогизма всегда выгоднее для защищающегося, чем для обвиняющего,
так как обвиняющий доказывает с помощью правдоподобного, а не одно и то же
уничтожить [энтимему], потому что она неправдоподобна или потому, что она не
необходима: то, что бывает по большей части, всегда подает повод к
возражению, ибо в противном случае оно не было бы правдоподобно, а было бы
всегда и имело бы характер необходимости. Раз [энтимема] таким образом
уничтожена, судья думает, что дело неправдоподобно, или что оно подсудно не
ему, употребляя здесь паралогизм, как мы говорили; ибо он должен судить не
только на основании необходимого, но и на основании правдоподобного; это и
значит судить по своему лучшему разумению. Недостаточно, если решено, что
что-нибудь не необходимо, но нужно доказать, что оно неправдоподобно. Это
удается в том случае, если возражение будет более основано на том, что
бывает по большей части. Такой характер оно может иметь в зависимости от
двух условий: времени или самого дела, и всего лучше, если [это бывает
вследствие наличности] обоих [условий] вместе, ибо если [какая-нибудь вещь]
часто бывает таким образом, то она является более правдоподобной.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz