Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 29

Прекрасны также
благодеяния, потому что они относятся не к самому человеку [их
совершающему]. Прекрасно и противоположное тому, чего люди стыдятся, потому
что они испытывают стыд в том случае, если говорят, или делают, или
намереваются сделать что-нибудь постыдное; в этом смысле выразилась в стихах
Сафо по поводу слов Алкея: "Я желаю сказать нечто, но меня удерживает стыд".
"Если бы ты желал чего-нибудь благородного или прекрасного, и если бы твой
язык не намеревался высказать ничего дурного, то стыд не заволакивал бы
твоих глаз, ты говорил бы о справедливом".
Прекрасно также то, из-за чего люди хлопочут, не будучи побуждаемы
страхом, потому что они поступают так в вещах, ведущих к славе. Прекраснее
добродетели и деяния лиц лучших по своей природе, так, например, добродетели
мужчин выше, чем добродетели женщин. Точно так же прекраснее добродетели, от
которых получается больше пользы для других людей, чем для нас самих;
поэтому-то так прекрасно все справедливое и сама справедливость. Прекрасно
также мстить врагам и не примиряться с ними, так как справедливо воздавать
равным за равное, а то, что справедливо, прекрасно, и так как мужественному
человеку свойственно не допускать побед над собой. И победа, и почет
принадлежат к числу прекрасных вещей, потому что как то, так и другое
желательно, даже если и не соединено ни с какой материальной выгодой, и так
как обе эти вещи служат признаком выдающихся достоинств. Прекрасно и все
памятное, и чем вещь памятнее, тем она прекраснее. И то, что нас переживает
и с чем соединен почет и что имеет характер чрезвычайного [- все это
прекрасно]. Прекраснее то, что есть только в одном человеке, потому что
такие вещи возбуждают больше внимания. Прекраснее также собственность, не
приносящая дохода, как более соответствующая достоинству свободного
человека. И то, что считается прекрасным у отдельных народов и что служит у
них признаком чего-либо почетного, так же прекрасно, как, например,
считается прекрасным в Лакедемоне носить длинные волосы, ибо это служит
признаком свободного человека, и не легко человеку, носящему длинные волосы,
исполнять какую-либо рабскую работу. Прекрасно также не заниматься никаким
низким ремеслом, так как свободному человеку не свойственно жить в
зависимости от других. [При этом] нужно принимать качества близкие к данным
за тождественные с ними как при одобрении, так и при порицании, так,
например, человека осторожного нужно принимать за холодного и коварного,
человека простоватого за доброго, а человека с тупой чувствительностью за
кроткого, и каждое из свойств нужно истолковывать в наилучшую сторону, так,
например, человека гневливого и необузданного [должно считать] человеком
бесхитростным, человека своенравного - полным величавости и достоинства, и
вообще людей, обладающих крайнею степенью какого-нибудь качества [должно
принимать] за людей, обладающих добродетелями, например, человека
безрассудно смелого за мужественного, а расточительного за щедрого, так как
такое впечатление получится у толпы.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz