Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 116

[Таково же и выражение]:
"Бог зажег в душе разум, как светоч", потому что оба слова, [то есть "зажег
и светоч", наглядно] изображают нечто. [То же самое]: "мы не прекращаем
войны, а откладываем их"; и то, и другое, и отсрочка, и подобный мир
относятся к будущему. [Сюда же относится выражение], что мирный договор -
трофей гораздо более прекрасный, чем [трофеи], полученные на войне, потому
что последние [получаются] за неважные вещи или за одно какое-нибудь
случайное стечение обстоятельств, а первые - за всю войну; и то, и другое -
признаки победы. [Сюда же относится и выражение], что для государств большим
наказанием служит осуждение людей, потому что наказание есть справедливо
[нам причиняемый] ущерб.

ГЛАВА XI

Еще об изящных выражениях: что такое наглядность? Отношение наглядности
к метафоре. - Откуда следует заимствовать метафоры? - "Обманывание"
слушателя: апофтегмы, загадки, парадоксы, шутки, основанные на перестановке
букв и на созвучии, омонимы. -Сравнение, отношение его к метафоре. -
Пословицы и гиперболы и их отношение к метафоре.
Итак, мы сказали, что изящество получается из метафоры по аналогии и из
оборотов, изображающих вещь наглядно; теперь следует сказать о том, что мы
называем "наглядным" и результатом чего является наглядность. Я говорю, что
те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии,
например, выражение, что нравственно хороший человек четырехуголен, есть
метафора, потому что оба эти понятия совершенны, но они не обозначают
действия. А [выражение] "он находится в цвете сил" означает проявление
деятельности, а также: "тебя, как животное, свободно пасущееся [в священном
округе]". Точно так же:
Тогда греки, воспрянув своими быстрыми ногами.
Выражение "воспрянув" означает действие и есть метафора, потому что оно
заключает в себе понятие быстроты. И как Гомер часто пользовался [этим
оборотом], с помощью метафоры представляя неодушевленное одушевленным. Во
всех этих случаях от употребления выражений, означающих действие, фразы
выигрывают, как, например, в следующих случаях:
Вниз по горе на равнину катился обманчивый камень.
И:
...и отпрянула быстро пернатая злая (стрела) и прянула стрелка
Остроконечная, жадная в сонмы влететь сопротивных
и: (копья)
В землю вонзяся стояли, насытиться алчные телом.
И:
...сквозь перси пробилося бурное жало, Рея вперед.
Во всех этих случаях предметы, будучи изображены одушевленными, кажутся
действующими, так как понятия "обманывать", "реять" и т. п. означают
проявление деятельности. [Поэт] применил их с помощью метафоры по аналогии,
потому что как камень относится к Сизифу, так поступающий бесстыдно
относится к тому, по отношению к кому он поступает бесстыдно. [Поэт]
пользуется удачными образами, говоря о предметах неодушевленных: (буря)
...воздымает
Горы клокочущих волн по неумолчно шумящей пучине, Грозно нависнувших,
пенных, одни, а за ними другие.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz