|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 116 |
[Таково же и выражение]:
"Бог зажег в душе разум, как светоч", потому что оба слова, [то есть "зажег
и светоч", наглядно] изображают нечто. [То же самое]: "мы не прекращаем
войны, а откладываем их"; и то, и другое, и отсрочка, и подобный мир
относятся к будущему. [Сюда же относится выражение], что мирный договор -
трофей гораздо более прекрасный, чем [трофеи], полученные на войне, потому
что последние [получаются] за неважные вещи или за одно какое-нибудь
случайное стечение обстоятельств, а первые - за всю войну; и то, и другое -
признаки победы. [Сюда же относится и выражение], что для государств большим
наказанием служит осуждение людей, потому что наказание есть справедливо
[нам причиняемый] ущерб.
ГЛАВА XI
Еще об изящных выражениях: что такое наглядность? Отношение наглядности
к метафоре. - Откуда следует заимствовать метафоры? - "Обманывание"
слушателя: апофтегмы, загадки, парадоксы, шутки, основанные на перестановке
букв и на созвучии, омонимы. -Сравнение, отношение его к метафоре. -
Пословицы и гиперболы и их отношение к метафоре.
Итак, мы сказали, что изящество получается из метафоры по аналогии и из
оборотов, изображающих вещь наглядно; теперь следует сказать о том, что мы
называем "наглядным" и результатом чего является наглядность. Я говорю, что
те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии,
например, выражение, что нравственно хороший человек четырехуголен, есть
метафора, потому что оба эти понятия совершенны, но они не обозначают
действия. А [выражение] "он находится в цвете сил" означает проявление
деятельности, а также: "тебя, как животное, свободно пасущееся [в священном
округе]". Точно так же:
Тогда греки, воспрянув своими быстрыми ногами.
Выражение "воспрянув" означает действие и есть метафора, потому что оно
заключает в себе понятие быстроты. И как Гомер часто пользовался [этим
оборотом], с помощью метафоры представляя неодушевленное одушевленным. Во
всех этих случаях от употребления выражений, означающих действие, фразы
выигрывают, как, например, в следующих случаях:
Вниз по горе на равнину катился обманчивый камень.
И:
...и отпрянула быстро пернатая злая (стрела) и прянула стрелка
Остроконечная, жадная в сонмы влететь сопротивных
и: (копья)
В землю вонзяся стояли, насытиться алчные телом.
И:
...сквозь перси пробилося бурное жало, Рея вперед.
Во всех этих случаях предметы, будучи изображены одушевленными, кажутся
действующими, так как понятия "обманывать", "реять" и т. п. означают
проявление деятельности. [Поэт] применил их с помощью метафоры по аналогии,
потому что как камень относится к Сизифу, так поступающий бесстыдно
относится к тому, по отношению к кому он поступает бесстыдно. [Поэт]
пользуется удачными образами, говоря о предметах неодушевленных: (буря)
...воздымает
Горы клокочущих волн по неумолчно шумящей пучине, Грозно нависнувших,
пенных, одни, а за ними другие.
|
|