Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 22

И когда одно [благо]
следует за другим, но это другое за первым не следует, [тогда это другое
есть большее благо]. Последовательность же может быть троякая: одно явление
или происходит одновременно с другим, или наступает вслед за ним, или
обусловливается им, когда бытие (хРПа|<э) следующего явления уже
заключается [как возможность] в бытии предыдущего. Так здоровье всегда
одновременно с жизнью, но жизнь с здоровьем не всегда нераздельна.
Связь последовательности существует между учением и знанием, а связь
возможности - между святотатством и грабежом, потому что человек,
совершивший святотатство, способен на грабеж вообще. И то, что в большей
мере превосходит одну и ту же вещь, больше, потому что оно должно
превосходить и большее, [чем эта вещь]. И то, что производит большее благо,
само больше, потому что это и обозначает возможность производить большее. И
то, производящая причина чего больше, также больше, ибо если то, что полезно
для здоровья, предпочтительнее того, что приятно, и есть большее благо [по
сравнению с ним], то и здоровье важнее удовольствия. И то, что желательно
само по себе, [важнее] того, что желательно не само по себе, например, сила
важнее здоровья, потому что здоровье желательно не само по себе, а сила -
сама по себе, а это то и составляет критерий блага. И если одно есть цель, а
другое - не цель, [то первое выше], потому что второе желательно ради
чего-нибудь другого, а первое - ради самого себя, например, гимнастика ради
хорошего состояния тела. И то, что менее нуждается в другой вещи или других
вещах, [выше], так как оно самостоятельнее; меньше же нуждается то, что
нуждается в вещах менее важных или более легких. И если что-нибудь одно не
бывает или не может быть без чего-нибудь другого, а это другое [бывает и
может быть] без первого: то, что не нуждается ни в чем другом, более
самостоятельно, а потому и кажется большим благом. И если одна какая-нибудь
вещь есть начало, а другая не есть начало, или если одна вещь есть причина,
а другая не есть причина, то по одному и тому же [первая важнее второй],
потому что без причины и начала невозможно бытие или возникновение.
И происходящее от большего из двух начал -больше, так же как
происходящее от большей из двух причин больше, и, наоборот, из двух начал
больше то, что служит началом большему, и из двух причин важнее та, которая
служит причиной большему. Из сказанного очевидно, что одна вещь может быть
больше другой обоими способами: если она есть начало, а другая не есть
начало, первая покажется важнее, точно так же [как и в том случае], если она
не есть начало, а другая вещь есть начало, потому что цель важнее начала.
Так и Леодамант, обвиняя Каллистрата, говорил, что советник виновнее
исполнителя, потому что проступок не был бы совершен, не будь дан совет. И,
наоборот, [произнося обвинительную речь] против Хабрия, [он говорил], что
исполнитель виновнее советчика, потому что дело не совершилось бы, не будь
человека, готового его совершить: люди-де с тем и составляют заговоры, чтобы
кто-нибудь совершил их.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz