|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 22 |
И когда одно [благо]
следует за другим, но это другое за первым не следует, [тогда это другое
есть большее благо]. Последовательность же может быть троякая: одно явление
или происходит одновременно с другим, или наступает вслед за ним, или
обусловливается им, когда бытие (хРПа|<э) следующего явления уже
заключается [как возможность] в бытии предыдущего. Так здоровье всегда
одновременно с жизнью, но жизнь с здоровьем не всегда нераздельна.
Связь последовательности существует между учением и знанием, а связь
возможности - между святотатством и грабежом, потому что человек,
совершивший святотатство, способен на грабеж вообще. И то, что в большей
мере превосходит одну и ту же вещь, больше, потому что оно должно
превосходить и большее, [чем эта вещь]. И то, что производит большее благо,
само больше, потому что это и обозначает возможность производить большее. И
то, производящая причина чего больше, также больше, ибо если то, что полезно
для здоровья, предпочтительнее того, что приятно, и есть большее благо [по
сравнению с ним], то и здоровье важнее удовольствия. И то, что желательно
само по себе, [важнее] того, что желательно не само по себе, например, сила
важнее здоровья, потому что здоровье желательно не само по себе, а сила -
сама по себе, а это то и составляет критерий блага. И если одно есть цель, а
другое - не цель, [то первое выше], потому что второе желательно ради
чего-нибудь другого, а первое - ради самого себя, например, гимнастика ради
хорошего состояния тела. И то, что менее нуждается в другой вещи или других
вещах, [выше], так как оно самостоятельнее; меньше же нуждается то, что
нуждается в вещах менее важных или более легких. И если что-нибудь одно не
бывает или не может быть без чего-нибудь другого, а это другое [бывает и
может быть] без первого: то, что не нуждается ни в чем другом, более
самостоятельно, а потому и кажется большим благом. И если одна какая-нибудь
вещь есть начало, а другая не есть начало, или если одна вещь есть причина,
а другая не есть причина, то по одному и тому же [первая важнее второй],
потому что без причины и начала невозможно бытие или возникновение.
И происходящее от большего из двух начал -больше, так же как
происходящее от большей из двух причин больше, и, наоборот, из двух начал
больше то, что служит началом большему, и из двух причин важнее та, которая
служит причиной большему. Из сказанного очевидно, что одна вещь может быть
больше другой обоими способами: если она есть начало, а другая не есть
начало, первая покажется важнее, точно так же [как и в том случае], если она
не есть начало, а другая вещь есть начало, потому что цель важнее начала.
Так и Леодамант, обвиняя Каллистрата, говорил, что советник виновнее
исполнителя, потому что проступок не был бы совершен, не будь дан совет. И,
наоборот, [произнося обвинительную речь] против Хабрия, [он говорил], что
исполнитель виновнее советчика, потому что дело не совершилось бы, не будь
человека, готового его совершить: люди-де с тем и составляют заговоры, чтобы
кто-нибудь совершил их.
|
|