Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 28

Мужество - добродетель, в силу которой люди
в опасностях совершают прекрасные дела, руководствуясь законом и повинуясь
ему; трусость же - качество противоположное. Умеренность - добродетель, в
силу которой люди так относятся к физическим наслаждениям, как повелевает
закон; невоздержанность - противоположное этому качество. Бескорыстие
заключается в оказывании денежных одолжений, скупость - качество
противоположное. Великодушие - добродетель, побуждающая к совершению великих
благодеяний, малодушие - качество противоположное. Щедрость - добродетель,
побуждающая к крупным издержкам, малодушие же и скряжничество - качества
противоположные. Рассудительность есть интеллектуальная добродетель, в силу
которой люди в состоянии здраво судить о значении перечисленных выше благ и
зол для блаженства.
Итак, для настоящего случая мы достаточно сказали о добродетели и
пороке вообще и о составных частях этих понятий; отсюда уже нетрудно вывести
заключение относительно других пунктов, так как очевидно, что как то, что
производит добродетель, необходимо должно быть прекрасно, как имеющее
отношение к добродетели, так и все, производимое ею; таковы признаки и дела
добродетели. Если же признаки добродетели и то, что однородно с ними (а
таковы поступки и страдательные состояния нравственно хорошего человека),
прекрасны, то отсюда необходимо следует, что все то, что представляется
делом или признаком мужества, или что было мужественно совершено, - все это
прекрасно точно так же, как прекрасно все справедливое и справедливо -
совершенное; что же касается страдательных состояний [носящих характер
справедливости], то о них этого нельзя сказать, так как только в одной этой
добродетели не всегда прекрасно все справедливое, например, в деле наказания
позорнее быть справедливо наказанным, чем понести наказание напрасно;
относительно других добродетелей [можно сказать] то же самое. Прекрасно и
все то, возмездием за что служат призы и с чем сопряжено более почета, чем
денег. И из поступков [подлежащих выбору] прекрасны те, которые человек
совершает, имея в виду нечто желательное, но не для себя самого, прекрасны
также и безотносительно хорошие поступки, которые кто-либо совершил для
пользы отечества, презрев свою собственную выгоду, точно так же, как
прекрасно все то, что хорошо по своей природе, и что хорошо, но не именно
для данного человека, потому что такие вещи делаются ради самого себя.
Прекрасно и все то, что скорее может относиться к человеку умершему, чем к
живому, потому что то, что делается для человека, находящегося в живых,
сопряжено с эгоистическим интересом делающего. Прекрасны также те поступки,
которые совершаются ради других, потому что такие поступки носят на себе
меньший отпечаток эгоизма. Прекрасно и то благоденствие, которое имеет в
виду других, а не самого себя, а также то, которое касается наших
благодетелей, потому что это согласно с справедливостью.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz