Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 109

[Можно] также пояснять мысль с
помощью метафор и эпитетов, остерегаясь при этом того, что носит на себе
поэтический характер, - а также представлять во множественном числе то, что
существует в единственном числе, как это делают поэты: хотя существует одна
гавань, они все-таки говорят:
В Ахейские гавани, а также:
Эти многораскрывающиеся складки письма.
[Можно для пространности] не соединять [два слова вместе], но к каждому
из них присоединять [отдельное определение], [например] от жены от моей,
или, для сжатости, напротив: от моей жены. [Выражаясь пространно], следует
также употреблять союзы, а если [выражаться] сжато, то не следует их
употреблять, но не [следует] также при этом делать речь бессвязной,
например, можно сказать "отправившись и переговорив", а также:
"отправившись, переговорил". Полезна также манера Антимаха, - [при описании
предмета] говорить о тех качествах, [которых у данного предмета] нет, как он
это делает, воспевая гору Тевмессу:
Есть небольшой холм, обвеваемый ветрами.
Таким путем можно распространить [описание] до бесконечности. И можно
говорить как о хороших, так и о дурных качествах, которыми данный предмет не
обладает - смотря по тому, что требуется. Отсюда и поэты заимствуют свои
выражения: "бесструнная и безлирная мелодия". Они производят эти выражения
от отсутствия качеств; этот способ очень пригоден в метафорах, основанных на
сходстве, например, если сказать, что труба есть безлирная мелодия.

ГЛАВА VII

Какими свойствами должен обладать стиль? Как этого достигнуть?
Стиль будет обладать надлежащими качествами, если он полон чувства,
если он отражает характер и если он соответствует истинному положению вещей.
Последнее бывает в том случае, когда о важных вещах не говорится слегка и о
пустяках не говорится торжественно, и когда к простому имени (слову) не
присоединяется украшение; в противном случае стиль кажется шутовским; так,
например, поступает Клеофонт: он употребляет некоторые обороты подобные
тому, как если бы он сказал: "достопочтенная смоковница". [Стиль] полон
чувства, если он представляется языком человека гневающегося, раз дело идет
об оскорблении, и языком человека негодующего и сдерживающегося, когда дело
касается вещей безбожных и позорных. Когда дело касается вещей похвальных, о
них [следует] говорить с восхищением, а когда вещей, возбуждающих
сострадание, то со смирением; подобно этому и в других случаях. Стиль,
соответствующий данному случаю, придает делу вид вероятного: здесь человек
ошибочно заключает, что [оратор] говорит искренно, на том основании, что при
подобных обстоятельствах он (человек) испытывает то же самое, так что он
принимает, что положение дел таково, каким его представляет оратор, даже
если это на самом деле и не так. Слушатель всегда сочувствует оратору,
говорящему с чувством, если даже он не говорит ничего [основательного]; вот
таким то способом многие ораторы, с помощью только шума, производят сильное
впечатление на слушателей.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz