|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 111 |
Все измеряется числом, а по отношению к форме стиля числом
служит ритм, метры же его подразделения; поэтому-то речь должна обладать
ритмом, но не метром, так как [в последнем случае] получатся стихи. Ритм не
должен быть строго определенным, что получится в том случае, если он будет
простираться лишь до известного предела. Из ритмов героический ритм
отличается торжественным характером и не обладает гармонией, которая присуща
разговорной речи. Ямб есть именно форма речи большинства людей. Вот почему
из всех размеров люди всего чаще произносят в разговоре ямбические стихи. А
речь оратора обладать некоторой торжественностью и возвышаться [над
обыкновенной речью]. Трохей более подходит к комическим танцам, что
доказывают тетраметры, потому что тетраметры -ритм скачков. Затем остается
пэан, которым пользовались, начиная с Фрасимаха, но не умели объяснить, что
это такое. Пэан - третий [ритм]; он примыкает к вышеупомянутым, потому что
представляет отношение трех к двум, а из преждеупомянутых [ритмов] один
[представляет] отношение одного к одному, а другие двух к одному; к этим
ритмам примыкает ритм полуторный, а это и есть пэан; остальные [ритмы]
следует оставить в стороне, как по вышеизложенным причинам, так и потому,
что они метричны, пэан же следует иметь в виду, так как из числа всех
упомянутых нами ритмов он один не образует стиха, так что им можно
пользоваться наиболее незаметным образом. Теперь употребляют только один вид
пэана, как в начале, так и в конце, а между тем следует различать конец от
начала. Есть два вида пэана, противоположные один другому; один из них годен
для начала (так его и употребляют); это именно тот, у которого в начале
долгий слог, а затем три коротких, [например]
Другой [вид пэана] напротив, тот, в котором три первые слога короткие,
а последний долгий, [например]:
Этот вид пэана помещается в конце, так как короткий слог, по своей
неполноте делает [окончание как бы] увечным. Следует кончать долгим слогом,
и конец должен быть ясен не благодаря писцу или какому-нибудь знаку, а из
самого ритма.
Итак, мы сказали, что стиль должен обладать хорошим ритмом, а не быть
лишенным ритма, [сказали также], какие ритмы и при каких условиях делают
стиль ритмичным.
ГЛАВА IX
Стиль связный и стиль периодический. - Период простой и период сложный.
- Два вида сложного периода. - Противоположение, приравнение и уподобление.
Стиль необходимо должен быть или беспрерывным (Јipo|jЈvr|) и
соединенным при помощи союзов, каковы прелюдии (avapoAai) в дифирамбах, или
же периодическим и подобным антистрофам древних поэтов. Стиль беспрерывный -
древний стиль: "Нижеследующее есть изложение истории Геродота Фурийского".
Прежде этот стиль употребляли все, а теперь его употребляют немногие. Я
называю беспрерывным такой стиль, который сам по себе не имеет конца, если
не оканчивается предмет, о котором идет речь; он неприятен по своей
незаконченности, потому что всякому хочется видеть конец, по этой-то причине
[состязающиеся в беге] задыхаются и обессиливают на поворотах, между тем как
раньше они не чувствовали утомления, видя перед собой предел [бега].
|
|