Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 111

Все измеряется числом, а по отношению к форме стиля числом
служит ритм, метры же его подразделения; поэтому-то речь должна обладать
ритмом, но не метром, так как [в последнем случае] получатся стихи. Ритм не
должен быть строго определенным, что получится в том случае, если он будет
простираться лишь до известного предела. Из ритмов героический ритм
отличается торжественным характером и не обладает гармонией, которая присуща
разговорной речи. Ямб есть именно форма речи большинства людей. Вот почему
из всех размеров люди всего чаще произносят в разговоре ямбические стихи. А
речь оратора обладать некоторой торжественностью и возвышаться [над
обыкновенной речью]. Трохей более подходит к комическим танцам, что
доказывают тетраметры, потому что тетраметры -ритм скачков. Затем остается
пэан, которым пользовались, начиная с Фрасимаха, но не умели объяснить, что
это такое. Пэан - третий [ритм]; он примыкает к вышеупомянутым, потому что
представляет отношение трех к двум, а из преждеупомянутых [ритмов] один
[представляет] отношение одного к одному, а другие двух к одному; к этим
ритмам примыкает ритм полуторный, а это и есть пэан; остальные [ритмы]
следует оставить в стороне, как по вышеизложенным причинам, так и потому,
что они метричны, пэан же следует иметь в виду, так как из числа всех
упомянутых нами ритмов он один не образует стиха, так что им можно
пользоваться наиболее незаметным образом. Теперь употребляют только один вид
пэана, как в начале, так и в конце, а между тем следует различать конец от
начала. Есть два вида пэана, противоположные один другому; один из них годен
для начала (так его и употребляют); это именно тот, у которого в начале
долгий слог, а затем три коротких, [например]
Другой [вид пэана] напротив, тот, в котором три первые слога короткие,
а последний долгий, [например]:
Этот вид пэана помещается в конце, так как короткий слог, по своей
неполноте делает [окончание как бы] увечным. Следует кончать долгим слогом,
и конец должен быть ясен не благодаря писцу или какому-нибудь знаку, а из
самого ритма.
Итак, мы сказали, что стиль должен обладать хорошим ритмом, а не быть
лишенным ритма, [сказали также], какие ритмы и при каких условиях делают
стиль ритмичным.

ГЛАВА IX

Стиль связный и стиль периодический. - Период простой и период сложный.
- Два вида сложного периода. - Противоположение, приравнение и уподобление.
Стиль необходимо должен быть или беспрерывным (Јipo|jЈvr|) и
соединенным при помощи союзов, каковы прелюдии (avapoAai) в дифирамбах, или
же периодическим и подобным антистрофам древних поэтов. Стиль беспрерывный -
древний стиль: "Нижеследующее есть изложение истории Геродота Фурийского".
Прежде этот стиль употребляли все, а теперь его употребляют немногие. Я
называю беспрерывным такой стиль, который сам по себе не имеет конца, если
не оканчивается предмет, о котором идет речь; он неприятен по своей
незаконченности, потому что всякому хочется видеть конец, по этой-то причине
[состязающиеся в беге] задыхаются и обессиливают на поворотах, между тем как
раньше они не чувствовали утомления, видя перед собой предел [бега].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz