Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 52


Когда человек с любовью относится к тому, над кем он творит суд, ему
кажется, что тот или совсем не виновен, или мало виновен; если же он его
ненавидит, [тогда ему кажется] наоборот; и когда человек стремится к
чему-нибудь или надеется на что-нибудь, что для него должно быть приятно,
ему кажется, что это будет и будет хорошо, а человеку равнодушному и
недовольному [кажется] наоборот.
Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть
именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, - это
разум, добродетель и благорасположение; люди ошибаются в том, что говорят
или советуют, или по всем этим причинам в совокупности, или по одной из них
в отдельности, а именно: они или неверно рассуждают, благодаря своему
неразумию, или же, верно рассуждая, они, вследствие своей нравственной
негодности, говорят не то, что думают, или, наконец, они разумны и честны,
но не благорасположены, почему возможно не давать наилучшего совета, хотя и
знаешь, [в чем он состоит]. Кроме этих [трех причин], нет никаких других.
Если таким образом слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими
качествами, они непременно чувствуют к нему доверие. [Чтобы увидеть], отчего
люди могут казаться разумными и нравственно хорошими, нужно обратиться к
трактату о добродетелях, потому что одним и тем же способом можно сделать
человеком известного склада как себя, так и другого человека; о
благорасположении же и дружбе следует сказать в трактате о страстях. Страсти
- все то, под влиянием чего люди изменяют свои решения, с чем сопряжено
чувство удовольствия или неудовольствия, как например, гнев, сострадание,
страх и все этим подобные и противоположные им [чувства]. Каждую из них
следует рассмотреть с трех точек зрения, например гнев: в каком состоянии
люди бывают сердиты, на кого они обыкновенно сердятся, за что. Если бы мы
выяснили один или два из этих пунктов, но не все, мы были бы не в состоянии
возбудить гнев; точно то же [можно сказать] и относительно других
[страстей]. Как по отношению к вышеизложенному мы наметили общие принципы,
так мы сделаем и здесь и рассмотрим [страсти] вышеуказанным способом.

ГЛАВА II

Определение гнева. - Определение пренебрежения; три вида его. -
Состояние, в котором люди гневаются. - На кого и за что люди гневаются? -
Как должен пользоваться оратор этой страстью для своей цели?
Пусть гнев будет определен, как соединенное с чувством неудовольствия
стремление к тому, что представляется наказанием, за то что представляется
пренебрежением или к нам самим, или к тому, что нам принадлежит, когда
пренебрегать бы не следовало. Если таково понятие гнева, то человек
гневающийся всегда гневается непременно на какого-нибудь определенного
человека, например, на Клеона, а не на человека [вообще], и [гневается] за
то, что этот человек сделал или намеревался сделать что-нибудь самому
[гневающемуся] или кому-нибудь из его близких; и с гневом всегда бывает
связано некоторое удовольствие, вследствие надежды наказать, так как приятно
думать, что достигнешь того, к чему стремишься.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz