|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 52 |
Когда человек с любовью относится к тому, над кем он творит суд, ему
кажется, что тот или совсем не виновен, или мало виновен; если же он его
ненавидит, [тогда ему кажется] наоборот; и когда человек стремится к
чему-нибудь или надеется на что-нибудь, что для него должно быть приятно,
ему кажется, что это будет и будет хорошо, а человеку равнодушному и
недовольному [кажется] наоборот.
Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть
именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, - это
разум, добродетель и благорасположение; люди ошибаются в том, что говорят
или советуют, или по всем этим причинам в совокупности, или по одной из них
в отдельности, а именно: они или неверно рассуждают, благодаря своему
неразумию, или же, верно рассуждая, они, вследствие своей нравственной
негодности, говорят не то, что думают, или, наконец, они разумны и честны,
но не благорасположены, почему возможно не давать наилучшего совета, хотя и
знаешь, [в чем он состоит]. Кроме этих [трех причин], нет никаких других.
Если таким образом слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими
качествами, они непременно чувствуют к нему доверие. [Чтобы увидеть], отчего
люди могут казаться разумными и нравственно хорошими, нужно обратиться к
трактату о добродетелях, потому что одним и тем же способом можно сделать
человеком известного склада как себя, так и другого человека; о
благорасположении же и дружбе следует сказать в трактате о страстях. Страсти
- все то, под влиянием чего люди изменяют свои решения, с чем сопряжено
чувство удовольствия или неудовольствия, как например, гнев, сострадание,
страх и все этим подобные и противоположные им [чувства]. Каждую из них
следует рассмотреть с трех точек зрения, например гнев: в каком состоянии
люди бывают сердиты, на кого они обыкновенно сердятся, за что. Если бы мы
выяснили один или два из этих пунктов, но не все, мы были бы не в состоянии
возбудить гнев; точно то же [можно сказать] и относительно других
[страстей]. Как по отношению к вышеизложенному мы наметили общие принципы,
так мы сделаем и здесь и рассмотрим [страсти] вышеуказанным способом.
ГЛАВА II
Определение гнева. - Определение пренебрежения; три вида его. -
Состояние, в котором люди гневаются. - На кого и за что люди гневаются? -
Как должен пользоваться оратор этой страстью для своей цели?
Пусть гнев будет определен, как соединенное с чувством неудовольствия
стремление к тому, что представляется наказанием, за то что представляется
пренебрежением или к нам самим, или к тому, что нам принадлежит, когда
пренебрегать бы не следовало. Если таково понятие гнева, то человек
гневающийся всегда гневается непременно на какого-нибудь определенного
человека, например, на Клеона, а не на человека [вообще], и [гневается] за
то, что этот человек сделал или намеревался сделать что-нибудь самому
[гневающемуся] или кому-нибудь из его близких; и с гневом всегда бывает
связано некоторое удовольствие, вследствие надежды наказать, так как приятно
думать, что достигнешь того, к чему стремишься.
|
|