Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 102

[Стиль не должен быть] и ни слишком низок, ни слишком высок, но
должен подходить [к предмету речи]; и поэтический стиль, конечно, не низок,
но он не подходит к ораторской речи. Из имен и глаголов те отличаются
ясностью, которые вошли во всеобщее употребление. Другие имена, которые мы
перечислили в сочинении, касающемся поэтического искусства, делают речь не
низкой, но изукрашенной, так как отступление [от речи обыденной]
способствует тому, что речь кажется более торжественной: ведь люди так же
относятся к стилю, как к иноземцам и своим согражданам. Поэтому-то следует
придавать языку характер иноземного, ибо люди склонны удивляться тому, что
[приходит] издалека, а то, что возбуждает удивление, приятно. В стихах
многое производит такое действие и годится там, [то есть в поэзии], потому
что предметы и лица, о которых [там] идет речь, более удалены [от житейской
прозы]. Но в прозаической речи таких средств гораздо меньше, потому что
предмет их менее возвышен; здесь было бы еще неприличнее, если бы раб, или
человек слишком молодой, или кто-нибудь, говорящий о слишком ничтожных
предметах, выражался возвышенным слогом. Но и здесь прилично говорить то
принижая, то возвышая слог, сообразно [с трактуемым предметом], и это
следует делать незаметно, делая вид, будто говоришь не искусственно, а
естественно, потому что естественное способно убеждать, а искусственное -
напротив. [Люди] недоверчиво относятся к такому [оратору], как будто он
замышляет [что-нибудь против них], точно так же, как к подмешанным винам.
[Стиль оратора должен быть таков], каким был голос Феодора по сравнению с
голосами других актеров: его голос казался голосом того человека, который
говорил, а их голоса звучали совершенно чуждо. Хорошо скрывает [свое
искусство] тот, кто составляет свою речь из выражений, взятых из обыденной
речи, что и делает Еврипид, первый показавший пример ЭТОГО.
Речь составляется из имен и глаголов; есть столько видов имен, сколько
мы рассмотрели в сочинении, касающемся поэтического искусства; из числа их
следует в редких случаях и в немногих местах употреблять необычные
выражения, слова, имеющие двоякий смысл, и слова, вновь составленные; где
[именно следует их употреблять], об этом мы скажем потом, а почему об этом
мы уже сказали, а именно: потому что употребление этих слов делает речь
отличной [от обыденной речи] в большей, чем следует, степени. Слова
общеупотребительные, туземные, метафоры вот единственный материал, полезный
для стил прозаической речи. Доказывается это тем, что все пользуются только
такого рода выражениями: все обходятся с помощью метафор и слов
общеупотребительных и туземных. Но, очевидно, у того, кто сумеет это ловко
сделать, иностранное слово проскользнет в речи незаметно и будет иметь ясный
смысл. В этом и заключается достоинство ораторской речи. Из имен омонимы
полезны для софиста, потому что с помощью их софист прибегает к дурным
уловкам, а синонимы для поэта; я называю общеупотребительными словами и
синонимами, например, такие слова, как тторгишисм (отправляться) и (3a5iЈЈiv
(идти): оба они и общеупотребительные, и однозначащие.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz