|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 102 |
[Стиль не должен быть] и ни слишком низок, ни слишком высок, но
должен подходить [к предмету речи]; и поэтический стиль, конечно, не низок,
но он не подходит к ораторской речи. Из имен и глаголов те отличаются
ясностью, которые вошли во всеобщее употребление. Другие имена, которые мы
перечислили в сочинении, касающемся поэтического искусства, делают речь не
низкой, но изукрашенной, так как отступление [от речи обыденной]
способствует тому, что речь кажется более торжественной: ведь люди так же
относятся к стилю, как к иноземцам и своим согражданам. Поэтому-то следует
придавать языку характер иноземного, ибо люди склонны удивляться тому, что
[приходит] издалека, а то, что возбуждает удивление, приятно. В стихах
многое производит такое действие и годится там, [то есть в поэзии], потому
что предметы и лица, о которых [там] идет речь, более удалены [от житейской
прозы]. Но в прозаической речи таких средств гораздо меньше, потому что
предмет их менее возвышен; здесь было бы еще неприличнее, если бы раб, или
человек слишком молодой, или кто-нибудь, говорящий о слишком ничтожных
предметах, выражался возвышенным слогом. Но и здесь прилично говорить то
принижая, то возвышая слог, сообразно [с трактуемым предметом], и это
следует делать незаметно, делая вид, будто говоришь не искусственно, а
естественно, потому что естественное способно убеждать, а искусственное -
напротив. [Люди] недоверчиво относятся к такому [оратору], как будто он
замышляет [что-нибудь против них], точно так же, как к подмешанным винам.
[Стиль оратора должен быть таков], каким был голос Феодора по сравнению с
голосами других актеров: его голос казался голосом того человека, который
говорил, а их голоса звучали совершенно чуждо. Хорошо скрывает [свое
искусство] тот, кто составляет свою речь из выражений, взятых из обыденной
речи, что и делает Еврипид, первый показавший пример ЭТОГО.
Речь составляется из имен и глаголов; есть столько видов имен, сколько
мы рассмотрели в сочинении, касающемся поэтического искусства; из числа их
следует в редких случаях и в немногих местах употреблять необычные
выражения, слова, имеющие двоякий смысл, и слова, вновь составленные; где
[именно следует их употреблять], об этом мы скажем потом, а почему об этом
мы уже сказали, а именно: потому что употребление этих слов делает речь
отличной [от обыденной речи] в большей, чем следует, степени. Слова
общеупотребительные, туземные, метафоры вот единственный материал, полезный
для стил прозаической речи. Доказывается это тем, что все пользуются только
такого рода выражениями: все обходятся с помощью метафор и слов
общеупотребительных и туземных. Но, очевидно, у того, кто сумеет это ловко
сделать, иностранное слово проскользнет в речи незаметно и будет иметь ясный
смысл. В этом и заключается достоинство ораторской речи. Из имен омонимы
полезны для софиста, потому что с помощью их софист прибегает к дурным
уловкам, а синонимы для поэта; я называю общеупотребительными словами и
синонимами, например, такие слова, как тторгишисм (отправляться) и (3a5iЈЈiv
(идти): оба они и общеупотребительные, и однозначащие.
|
|