|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 108 |
В таком случае люди выражают это в поэтической форме, как, например,
Эмпедокл. Такие иносказательные выражения своей пространностью морочат
слушателей, которые в этом случае испытывают то же, что испытывает народ
перед прорицателями: когда они выражаются двусмысленно, народ вполне
соглашается с ними:
Крез, перейдя Алис, разрушит великое царство.
Прорицатели выражаются о деле общими фразами именно потому, что здесь
менее всего возможна ошибка. Как в игре в "чет и нечет" скорее можно
выиграть, говоря просто, "чет" или "нечет", чем точно обозначая число, так и
[скорее можно предсказать что-нибудь, говоря], что это будет, чем точно
обозначая время; поэтому-то оракулы не обозначают времени [исполнения своих
предсказаний]. Все эти случаи похожи один на другой, и их следует избегать,
если нет в виду подобной цели. В-четвертых, следует правильно употреблять
роды имен, как их разделял Протагор - на мужские, женские и средние,
например, "придя и переговорив, (еЛиоиоа кем бюЛгхиетоа) она ушла". В-пятых,
[следует] соблюдать последовательность в числе, идет ли речь о многих или о
немногих или об одном, [например], "они, придя, (sAuovTsq), начали наносить
мне удары".
Вообще написанное должно быть удобочитаемо и удобопонимаемо, а это -
одно и то же. Этими свойствами не обладает речь со многими союзами, а также
речь, в которой трудно расставить знаки препинания, как, например, в
творениях Ираклита. Расставить знаки в творениях Ираклита - [большой] труд,
потому что неясно, к чему что относится, к последующему или к предыдущему,
как, например, в начале своей книги он говорит: "Относительно разума
требуемого всегда люди являются непонятливыми". Здесь неясно, к чему нужно
присоединить знаком [запятой] слово "всегда".
Ошибка является еще и в том случае, если для двух различных понятий
употребляется выражение, неподходящее [к ним обоим], например, для звука и
цвета; выражение "увидев" не подходит [к обоим этим понятиям], а выражение
"заметив" подходит. Кроме того, неясность получается еще и в том случае,
если, намереваясь многое вставить, не поместишь в начале того, [что
следует], например, [если скажешь]: "я намеревался, переговорив с ним о
том-то и о том-то и таким-то образом, отправиться в путь", а не так: "я
намеревался, поговорив, отправиться в путь", а потом "и случилось то-то и
то-то и таким-то образом".
ГЛАВА VI
Что способствует пространности и сжатости стиля?
Пространности стиля способствует употребление определения понятия
вместо имени, [обозначающего понятие], например, - если сказать не "круг", а
"плоская поверхность, все конечные точки которой равно отстоят от центра".
Сжатости же [стиля способствует] противоположное, то есть
[употребление] имени вместо определения понятия. [Можно для пространности
поступать следующим образом], если [в том, о чем идет речь] есть что-нибудь
позорное или неприличное; если есть что-нибудь позорное в понятии, - можно
употреблять имя, если же в имени, то понятие.
|
|