|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 112 |
Вот в
чем заключается беспрерывный стиль; стилем же периодическим называется
стиль, составленный из периодов. Я называю периодом фразу, котора сама по
себе имеет начало и конец, и размеры которой легко обозреть. Такой стиль
приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой
противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он
что-то схватывает, и что что-то для него закончилось; а ничего не
предчувствовать и ни к чему не приходить - неприятно. Понятна такая речь
потому, что она легко запоминается, а это происходит от того, что
периодическая речь имеет число, [то есть, имеет], число же всего легче
запоминается. Поэтому то все запоминают стихи лучше, чем прозу, так как у
стихов есть число, которым они измеряются. Период должен заканчиваться
вместе с мыслью, а не разрубаться, как стихи Софокла:
ибо при таком разделении можно понять сказанное в смысле,
противоположном [тому, какой ему хотели придать], как, например, в
приведенном случае [можно подумать], что Калидон - страна Пелопоннесса.
Период может состоять из нескольких членов или быть простым. Период,
состоящий из нескольких членов (кюЛа), имеет вид законченной фразы, может
быть разделен на части и произнесен с одного дыхания весь, а не раздельно,
как вышеприведенный период. KcoAov - член периода, одна из частей его.
Простым я называю период одночленный. Ни члены периода, ни сами периоды не
должны быть ни укороченными, ни длинными, потому что краткая фраза часто
заставляет слушателей спотыкаться: в самом деле, когда слушатель, еще
стремясь вперед к тому пределу, о котором представление есть в нем самом,
отбрасывается назад, вследствие прекращения речи, он как бы спотыкается,
встретив препятствие. А длинные периоды заставляют слушателей отставать,
подобно тому, как бывает с людьми, которые, [гуляя], заходят за назначенные
пределы: они, таким образом, оставляют позади себя тех, кто с ними вместе
гуляет. Подобным же образом и периоды, если они длинны, превращаются в
[целую] речь и делаются подобными прелюдии, так что происходит то, по поводу
чего Демокрит Хиосский посмеялся над Меланиппидом, написавшим вместо
антистроф прелюдии:
Муж, творяшцй зло другому, творит зло самому себе,
И длинная прелюдия - величайшее зло для того, кто ее написал.
То же самое можно сказать и о тех, кто составляет длинные периоды. Но
слишком короткие периоды
- не периоды, они влекут слушателя вперед [слишком] стремительно.
Период, состоящий из нескольких членов, бывает или разделительный, или
противоположительныи. Пример разделительного периода: "я часто удивлялся
тем, кто установил торжественные собрания и учредил гимнастические
состязания".
Противоположительныи период - такой, в котором в каждом из двух членов
одна противоположность стоит рядом с другой, или один и тот же член
присоединяется к двум противоположностям, например: "они оказали услугу и
тем, и другим, и тем, кто остался, и тем, кто последовал [за ними]; вторым
они предоставили во владение больше земли, чем они имели дома, первым
оставили достаточно земли дома".
|
|