Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 53

Никто не стремится к тому,
что ему представляется невозможным, и гневающийся человек стремится к тому,
что для него возможно. Поэтому хорошо сказано о гневе:
Он в зарождении сладостней тихо струящегос меда, Скоро в груди
человека, как пламенный дым,
возрастает!
Некоторого рода удовольствие получается от этого и, кроме того, [оно
является еще и] потому, что человек мысленно живет в мщении; являющееся в
этом случае представление доставляет удовольствие, как и представления,
являющиеся во сне.
Но пренебрежение есть акт рассудка по отношению к тому, что нам кажется
ничего не стоящим, ибо зло и добро и то, что с ними соприкасается, мы
считаем достойными внимания, а ничего не стоящими мы считаем вещи, совсем [к
ним] не [относящиеся], или [относящиеся] очень мало. Видов пренебрежени три:
презрение, самодурство и оскорбление. Человек, выказывающий презрение,
обнаруживает тем самым пренебрежение, ибо люди презирают то, что в их глазах
ничего не стоит, а вещами, ничего не стоящими, люди пренебрегают. И человек,
выказывающий самодурство, по-видимому, обнаруживает презрение, потому что
самодурство есть препятствие желаниям другого, не для того, чтобы
[доставить] что-нибудь себе, а для того, чтобы оно не [досталось] другому; и
так как [здесь он действует] не [с тою целью], чтобы самому получить
что-нибудь, он выказывает пренебрежение [к своему противнику], потому что,
очевидно, он считает его неспособным ни причинить ему вред, - так как в этом
случае он боялся бы его, а не пренебрегал бы им, - ни принести
сколько-нибудь значительную пользу, - так как в таком случае он постарался
бы стать его другом. Человек, наносящий оскорбление, также выказывает
пренебрежение, потому что оскорблять значит делать и говорить вещи, от
которых становится стыдно тому, к кому они обращены, и притом [делать это]
не с той целью, чтобы он подвергся чему-нибудь, кроме того, что уже было,
[то есть уже заключалось в словах или действии], но с целью получить самому
от этого удовольствие.
Люди же, воздающие равным за равное, не оскорбляют, а мстят. Чувство
удовольствия у людей, наносящих оскорбление, является потому, что они,
оскорбляя других, в своем представлении от этого еще более возвышаются над
ними. Поэтому-то люди молодые и люди богатые легко наносят оскорбления: им
представляется, что, нанося оскорбления, они достигают тем большего
превосходства.
Оскорбление связано с умалением чужой чести, а кто умаляет чужую честь,
тот пренебрегает, ибо не пользуется никаким почетом то, что ничего не стоит
- ни в хорошем, ни в дурном смысле. Поэтому то Ахилл в гневе говорит:
...[Агамемнон] меня обесчестил:
Подвигов бранных награду похитил и властвует ею.
И еще:
...[обесчестил меня перед целым народом ахейским Царь Агамемнон], как
будто бы был я скиталец
презренный.
Как видно, именно за это он гневается. Уважения к себе люди требуют от
лиц, уступающих им в происхождении, могуществе, доблести и вообще во всем, в
чем один человек имеет большое преимущество перед другими, например, богатый
перед бедным в деньгах, обладающий красноречием перед неспособным говорить,
имеющий власть перед подвластным и считающий себя достойным власти перед
достойным быть под властью.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz