|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 53 |
Никто не стремится к тому,
что ему представляется невозможным, и гневающийся человек стремится к тому,
что для него возможно. Поэтому хорошо сказано о гневе:
Он в зарождении сладостней тихо струящегос меда, Скоро в груди
человека, как пламенный дым,
возрастает!
Некоторого рода удовольствие получается от этого и, кроме того, [оно
является еще и] потому, что человек мысленно живет в мщении; являющееся в
этом случае представление доставляет удовольствие, как и представления,
являющиеся во сне.
Но пренебрежение есть акт рассудка по отношению к тому, что нам кажется
ничего не стоящим, ибо зло и добро и то, что с ними соприкасается, мы
считаем достойными внимания, а ничего не стоящими мы считаем вещи, совсем [к
ним] не [относящиеся], или [относящиеся] очень мало. Видов пренебрежени три:
презрение, самодурство и оскорбление. Человек, выказывающий презрение,
обнаруживает тем самым пренебрежение, ибо люди презирают то, что в их глазах
ничего не стоит, а вещами, ничего не стоящими, люди пренебрегают. И человек,
выказывающий самодурство, по-видимому, обнаруживает презрение, потому что
самодурство есть препятствие желаниям другого, не для того, чтобы
[доставить] что-нибудь себе, а для того, чтобы оно не [досталось] другому; и
так как [здесь он действует] не [с тою целью], чтобы самому получить
что-нибудь, он выказывает пренебрежение [к своему противнику], потому что,
очевидно, он считает его неспособным ни причинить ему вред, - так как в этом
случае он боялся бы его, а не пренебрегал бы им, - ни принести
сколько-нибудь значительную пользу, - так как в таком случае он постарался
бы стать его другом. Человек, наносящий оскорбление, также выказывает
пренебрежение, потому что оскорблять значит делать и говорить вещи, от
которых становится стыдно тому, к кому они обращены, и притом [делать это]
не с той целью, чтобы он подвергся чему-нибудь, кроме того, что уже было,
[то есть уже заключалось в словах или действии], но с целью получить самому
от этого удовольствие.
Люди же, воздающие равным за равное, не оскорбляют, а мстят. Чувство
удовольствия у людей, наносящих оскорбление, является потому, что они,
оскорбляя других, в своем представлении от этого еще более возвышаются над
ними. Поэтому-то люди молодые и люди богатые легко наносят оскорбления: им
представляется, что, нанося оскорбления, они достигают тем большего
превосходства.
Оскорбление связано с умалением чужой чести, а кто умаляет чужую честь,
тот пренебрегает, ибо не пользуется никаким почетом то, что ничего не стоит
- ни в хорошем, ни в дурном смысле. Поэтому то Ахилл в гневе говорит:
...[Агамемнон] меня обесчестил:
Подвигов бранных награду похитил и властвует ею.
И еще:
...[обесчестил меня перед целым народом ахейским Царь Агамемнон], как
будто бы был я скиталец
презренный.
Как видно, именно за это он гневается. Уважения к себе люди требуют от
лиц, уступающих им в происхождении, могуществе, доблести и вообще во всем, в
чем один человек имеет большое преимущество перед другими, например, богатый
перед бедным в деньгах, обладающий красноречием перед неспособным говорить,
имеющий власть перед подвластным и считающий себя достойным власти перед
достойным быть под властью.
|
|