Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 6

Итак, мы, пожалуй, сказали достаточно о сущности этих наук и
о их взаимном отношении.
Что же касается способов доказывать действительным или кажущимся
образом, то как в диалектике есть наведение, силлогизм и кажущийся
силлогизм, точно так же есть и здесь, потому что пример есть не что иное,
как наведение, энтимема - силлогизм, кажущаяся энтимема - кажущийся
силлогизм. Я называю энтимемой риторический силлогизм, а примером -
риторическое наведение: ведь и все ораторы излагают свои доводы или приводя
примеры, или строя энтимемы, и помимо этого не пользуются никакими способами
доказательства.
Так что, если вообще необходимо доказать что бы то ни было, путем или
силлогизма, или наведения (а это очевидно для нас из "Аналитики"), то каждый
из этих способов доказательства непременно совпадет с каждым из
вышеназванных.
Что же касается различия между примером и энтимемой, то оно очевидно из
"Топики", так как там ранее сказано о силлогизме, и наведении: когда на
основании многих подобных случаев выводится заключение относительно
наличности какого-нибудь факта, то такое заключение там называется
наведением, здесь - примером. Если же из наличности какого-нибудь факта
заключают, что всегда или по большей части следствием наличности этого факта
бывает наличность другого, отличного от него факта, то такое заключение
называется там силлогизмом, здесь же энтимемой.
Очевидно, что тот и другой род риторической аргументации имеет свои
достоинства. Что мы говорили в "Методике", то мы находим также и здесь: одни
речи богаты примерами, другие - энтимемами; точно так же и из ораторов одни
склонны к примерам, другие - к энтимемам. Речи, наполненные примерами, не
менее убедительны, но более впечатления производят речи, богатые энтимемами.
Мы будем позднее говорить о причине этого, а также и о способе, как нужно
пользоваться каждым из этих двух родов доводов. Теперь же определим точнее
самую их сущность.
Убедительное должно быть таковым для какого-нибудь известного лица, и
при том один род убедительного непосредственно сам по себе убеждает и
внушает доверие, а другой род достигает этого потому, что кажется доказанным
через посредство убедительного первого рода; но ни одно искусство не
рассматривает частных случаев: например, медицина рассуждает не о том, что
здорово для Сократа или для Каллия, а о том, что здорово для человека
таких-то свойств или для людей таких-то; такого рода вопросы входят в
область искусства, частные же случаи бесчисленны и недоступны знанию.
Поэтому и риторика не рассматривает того, что является правдоподобным для
отдельного лица, например, для Сократа или Каллия, но имеет в виду то, что
убедительно для всех людей, каковы они есть. Точно так же поступает и
диалектика; это искусство не выводит заключений из чего попало (ведь и
сумасшедшим кое-что кажется убедительным), но только из того, что нуждается
в обсуждении; подобно этому и риторика имеет дело с вопросами, которые
обыкновенно бывают предметом совещания для людей.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz