Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 47


Поэтому-то в Софокловой "Антигоне" мы и находим эти известные
изречения: Антигона оправдывается как тем, что предала земле тело своего
брата вопреки постановлению Креонта, но не вопреки неписанному закону:
Эти законы изобретены не вчера или сегодня, но существуют вечно; Я не
могу пренебречь ими ради кого бы то ни было, - так и тем, что справедливо
то, что истинно и полезно, а не то, что только кажется таковым, так что
писанный закон не есть истинный закон, потому что он не выполняет
обязанности закона, -и тем, что судья есть как бы пробирщик, который должен
различать поддельную справедливость и справедливость настоящую - и что
человеку более высоких нравственных качеств свойственно руководствоваться
законами неписанными преимущественно перед законами писанными. При этом
нужно смотреть, не противоречит ли данный закон какому-нибудь другому
славному закону, или самому себе, как, например, иногда один закон объявляет
действительными постановления, какими бы они не были, а другой запрещает
издавать постановления, противоречащие закону. Если закон отличается
двусмысленным характером, так что можно толковать его и пользоваться им в ту
или другую сторону, в таком случае нужно определить, какое толкование его
будет более согласно с видами справедливости или пользы, и потом уже
пользоваться им. И если обстоятельства, ради которых был принят закон, уже
не существуют, а закон тем не менее сохраняет свою силу, в таком случае
нужно постараться выяснить [это] и таким путем бороться с законом.
Если же писанный закон соответствует положению дела, то следует
говорить, что клятва "судить по своему лучшему разумению" дается не для
того, чтобы судить против закона, но дл того, чтобы судья не оказался
клятвопреступником в тех случаях, когда он не знает, что говорит закон.
[Можно еще прибавить], что всякий ищет не блага самого по себе, а того,
что для него представляется благом, и что все равно - не иметь законов или
не пользоваться ими, и что в остальных искусствах, например, в медицине, нет
никакой выгоды обманывать врача, потому что не столько бывает вредна ошибка
врача, как привычка не повиноваться власти, и что, наконец, стремление быть
мудрее законов есть именно то, что воспрещается наиболее прославленными
законами. Таким образом, мы рассмотрели вопрос о законах.
Что касается свидетелей, то они бывают двоякого рода: древние и новые,
а эти последние разделяются еще на тех, которые сами рискуют так или иначе в
случае дачи ложного показания, и на тех, которые не подвергаются при этом
риску. Под древними свидетелями я разумею поэтов и других славных мужей,
приговоры которых пользуются всеобщей известностью.
Так, например, афиняне все пользовались свидетельством Гомера
относительно Саламина и тенедосцы недавно обращались к свидетельству
коринфянина Периандра против жителей Сигея. Точно так же и Клеофонт все
пользовался против Крития элегиями Солона, говоря, что дом его давно уже
отличался бесчинством, так как иначе Солон никогда не сочинил бы стиха:
Скажи краснокудрому Критию, чтобы он слушался своего отца.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz