Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 15

К этому, по нашему
мнению, должно присоединяться могущество и удача, потому что в таком случае
можно пользоваться в жизни наибольшей безопасностью.
Итак, рассмотрим, что такое представляет каждая из названных частей
блаженства в отдельности. Быть благородного происхождения дл какого-нибудь
народа или государства значит быть автохтонами или исконными [обитателями
данной страны], иметь своими родоначальниками славных вождей и дать из своей
среды многих мужей, прославившихся тем, что служит предметом соревнования.
Для отдельного человека чистокровность происхождения передается как по
мужской, так и по женской линии, а также [обусловливается] гражданской
полноправностью обоих родителей. Как для целого государства, так и здесь
быть благородного происхождения значит иметь своими родоначальниками мужей,
прославившихся доблестью, богатством или чем-нибудь другим, что служит
предметом уважения, и насчитывать в своем роду много славных мужей и женщин,
юношей и стариков.
Понятие хорошего и многочисленного потомства ясно: для государства
иметь хорошее потомство значит иметь многочисленное и хорошее юношество,
одаренное прекрасными физическими качествами, каковы рост, красота, сила,
ловкость в состязаниях; что касается нравственных качеств, то добродетель
молодого человека составляют скромность и мужество. Для отдельного человека
иметь многочисленное и хорошее потомство значит иметь много собственных
детей мужского и женского пола, обладающих вышеуказанными качествами.
Достоинство женщин составляют в физическом отношении красота и рост, а
в нравственном - скромность и трудолюбие без низости (aVЈAЈuuЈpia). Каждому
человеку в отдельности и целому государству следует стремиться к тому, чтобы
как у мужчин, так и у женщин имелись все вышеуказанные качества, потому что
те государства, где, как у лакедемонян, нравы женщин порочны, приблизительно
вдвое менее благополучны
Составными частями богатства являются обилие монеты, обладание землей и
недвижимой собственностью, а также множеством стад и рабов, рослых и
красивых; все эти объекты владения должны быть неоспоримы, сообразны с
достоинством свободного человека и полезны. Полезные объекты владения - это
преимущественно те, которые приносят плоды, сообразные с достоинством
свободного человека, - те, которые доставляют наслаждение.
Приносящими плоды я называю те предметы владения, от которых
[получается] доход, а доставляющими наслаждение - те, от которых [не
получается] ничего, о чем бы стоило упомянуть, кроме пользования ими.
Признаком неоспоримости владения является владение в таком месте и при таких
условиях, что способ пользования объектами владения зависит от самого
владетеля, признаком же владения или невладения служит возможность отчуждать
предметы владения; под отчуждением я разумею дачу и продажу. Вообще же
сущность богатства заключается более в пользовании, чем в обладании: ведь
операции над предметами владения и пользование ими и составляют богатство.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz