|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 33 |
Подобным же
образом каждый из остальных людей оказывается несправедливым соответственно
своему пороку. Но все это ясно отчасти из того, что мы сказали о
добродетелях, отчасти из того, что мы скажем о страстях. Остается сказать,
ради чего, под влиянием какого настроения и по отношению к кому люди
поступают несправедливо. Итак, предварительно разберем вопрос, к чему
стремятся и чего избегают люди, принимаясь совершать несправедливости,
потому что очевидно, что обвинитель должен выяснить, какие именно и
насколько важные мотивы из тех, под влиянием которых люди поступают
несправедливо по отношению к своим ближним, были у противника, а
защищающийся - какие мотивы в данном случае отсутствовали.
Все люди делают одно произвольно, другое непроизвольно, а из того, что
они делают непроизвольно, одно они делают случайно, другое по необходимости;
из того же, что они делают по необходимости, одно они делают по принуждению,
другое - согласно требованиям природы. Таким образом все, что совершается
ими непроизвольно, совершается или случайно, или в силу требований природы,
или по принуждению. А то, что делается людьми произвольно и причина чего
лежит в них самих, делается ими одно по привычке, другое под влиянием
стремления, и при том одно под влиянием стремления разумного, другое
-неразумного. Хотение есть стремление к благу, потому что всякий испытывает
желание лишь в том случае, когда считает объект своего желания благом.
Стремления же неразумные - это гнев и страсть. Итак, все, что люди делают,
они делают по 7 причинам: случайно, согласно требованиям природы, по
принуждению, по привычке, под влиянием размышления, гнева и страсти.
Бесполезно было бы присоединять сюда классификацию таких мотивов, как
возраст, положение и т. п., потому что если юношам свойственно быть
гневливыми или страстными, то они совершают несправедливые поступки не по
своей молодости, но под влиянием гнева и страсти. И не от богатства и
бедности люди поступают несправедливо. Случается, конечно, бедным,
вследствие их нужды, желать денег, а богатым, вследствие избытка средств,
желать наслаждений, в которых нет необходимости, но и эти люди будут
поступать известным образом не от богатства или бедности, но под влиянием
страсти. Равным образом люди справедливые и несправедливые и все те,
поступки которых объясняют их душевными качествами (s^Јiq), действуют под
влиянием тех же вышеуказанных мотивов - соображений рассудка или страсти,
причем одни руководствуются добрыми нравами или страстями, а другие -
нравами и страстями противоположного характера. Случается, конечно, что с
такими-то душевными качествами связаны такие-то последствия, а с другими -
другие: так у человека умеренного, именно вследствие его умеренности,
правильные мнения и желания относительно наслаждений, а у человека
невоздержанного относительно того же мнения -противоположные.
|
|