Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 33

Подобным же
образом каждый из остальных людей оказывается несправедливым соответственно
своему пороку. Но все это ясно отчасти из того, что мы сказали о
добродетелях, отчасти из того, что мы скажем о страстях. Остается сказать,
ради чего, под влиянием какого настроения и по отношению к кому люди
поступают несправедливо. Итак, предварительно разберем вопрос, к чему
стремятся и чего избегают люди, принимаясь совершать несправедливости,
потому что очевидно, что обвинитель должен выяснить, какие именно и
насколько важные мотивы из тех, под влиянием которых люди поступают
несправедливо по отношению к своим ближним, были у противника, а
защищающийся - какие мотивы в данном случае отсутствовали.
Все люди делают одно произвольно, другое непроизвольно, а из того, что
они делают непроизвольно, одно они делают случайно, другое по необходимости;
из того же, что они делают по необходимости, одно они делают по принуждению,
другое - согласно требованиям природы. Таким образом все, что совершается
ими непроизвольно, совершается или случайно, или в силу требований природы,
или по принуждению. А то, что делается людьми произвольно и причина чего
лежит в них самих, делается ими одно по привычке, другое под влиянием
стремления, и при том одно под влиянием стремления разумного, другое
-неразумного. Хотение есть стремление к благу, потому что всякий испытывает
желание лишь в том случае, когда считает объект своего желания благом.
Стремления же неразумные - это гнев и страсть. Итак, все, что люди делают,
они делают по 7 причинам: случайно, согласно требованиям природы, по
принуждению, по привычке, под влиянием размышления, гнева и страсти.
Бесполезно было бы присоединять сюда классификацию таких мотивов, как
возраст, положение и т. п., потому что если юношам свойственно быть
гневливыми или страстными, то они совершают несправедливые поступки не по
своей молодости, но под влиянием гнева и страсти. И не от богатства и
бедности люди поступают несправедливо. Случается, конечно, бедным,
вследствие их нужды, желать денег, а богатым, вследствие избытка средств,
желать наслаждений, в которых нет необходимости, но и эти люди будут
поступать известным образом не от богатства или бедности, но под влиянием
страсти. Равным образом люди справедливые и несправедливые и все те,
поступки которых объясняют их душевными качествами (s^Јiq), действуют под
влиянием тех же вышеуказанных мотивов - соображений рассудка или страсти,
причем одни руководствуются добрыми нравами или страстями, а другие -
нравами и страстями противоположного характера. Случается, конечно, что с
такими-то душевными качествами связаны такие-то последствия, а с другими -
другие: так у человека умеренного, именно вследствие его умеренности,
правильные мнения и желания относительно наслаждений, а у человека
невоздержанного относительно того же мнения -противоположные.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz