Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 25

Так как лучше то, что труднее и что представляет большую редкость, то
указания на обстоятельства, возраст, место, время и силы могут увеличивать
значение вещи, потому что если она была совершена вопреки силам и возрасту,
вопреки тому, что совершают подобные нам, и если она была совершена именно
там-то или тогда-то, - то она в таком случае получает вид вещей,
значительных по красоте, полезности или справедливости, или же вещей им
противоположных, откуда и эпиграмма в честь одного победителя на Олимпийских
играх:
Некогда я, с изогнутым коромыслом па плечах, Носил рыбу из Аргоса в
Тегею. Отсюда и Ификрат восхвалял себя, говоря: "вот с чего я начал". И
полученное от природы лучше, чем приобретенное извне, потому что первое
труднее; поэтому то и поэт говорит:
Я самоучка.
И самая большая часть чего-нибудь большего имеет наибольшее значение;
так Перикл в своей надгробной речи сказал, что потеря юношества имеет для
отечества такое же значение, как если бы из года исчезла весна. Лучше также
то, что оказывает помощь в большей нужде, например, в старости и болезнях. И
из двух благ ценнее то, которое ближе к цели, а также то, которое хорошо и
для меня, и вообще, и возможное выше невозможного, потому что первое имеет
значение для человека, а второе нет. Лучше то, что бывает в конце жизни, ибо
то, что бывает под конец, в большей степени обладает свойствами цели. И то,
что относится к области истины, лучше того, что делается для славы, а к
области делаемого для славы относится то, чего никто бы не предпринял, зная,
что это останется тайной. Лучше также и то, чем люди желают быть, а не
казаться, потому что все такое заключает в себе более истины.
Поэтому-то, по мнению некоторых, справедливость имеет мало значения,
потому что-де лучше казаться таким или иным, чем быть, чего, однако, нельзя
сказать о здоровье. Более ценности имеет и то, что во многих отношениях
оказывается более полезным, например, помогает нам жить, быть счастливыми,
пользоваться удовольствиями и делать добро, поэтому-то богатство и здоровье
считаются величайшими благами: ведь они обусловливают собой все эти блага. И
то, что влечет за собой меньше горя и что связано с удовольствием, лучше,
потому что такая вещь заключает в себе больше, чем одно благо, так как и
удовольствие - благо, и отсутствие печали - также благо. И из двух благ
больше то, которое, будучи сложено с той же величиной [как и другое]
образует в результате большее целое. И то, присутствие чего заметно, лучше
того, присутствие чего незаметно, потому что первое ближе к истине;
поэтому-то, пожалуй, лучше быть, чем казаться богатым. Ценнее также и то,
что пользуется любовью, и один и тот же предмет дороже для того, у кого этот
предмет только один, чем для того, у кого таких предметов много. Поэтому-то
не одинаковое наказание постигает того, кто лишит глаза человека
одноглазого, и того, кто сделает это с человеком, обладающим обоими глазами,
потому что в первом случае у человека отнят особенно дорогой для него орган.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz