|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 25 |
Так как лучше то, что труднее и что представляет большую редкость, то
указания на обстоятельства, возраст, место, время и силы могут увеличивать
значение вещи, потому что если она была совершена вопреки силам и возрасту,
вопреки тому, что совершают подобные нам, и если она была совершена именно
там-то или тогда-то, - то она в таком случае получает вид вещей,
значительных по красоте, полезности или справедливости, или же вещей им
противоположных, откуда и эпиграмма в честь одного победителя на Олимпийских
играх:
Некогда я, с изогнутым коромыслом па плечах, Носил рыбу из Аргоса в
Тегею. Отсюда и Ификрат восхвалял себя, говоря: "вот с чего я начал". И
полученное от природы лучше, чем приобретенное извне, потому что первое
труднее; поэтому то и поэт говорит:
Я самоучка.
И самая большая часть чего-нибудь большего имеет наибольшее значение;
так Перикл в своей надгробной речи сказал, что потеря юношества имеет для
отечества такое же значение, как если бы из года исчезла весна. Лучше также
то, что оказывает помощь в большей нужде, например, в старости и болезнях. И
из двух благ ценнее то, которое ближе к цели, а также то, которое хорошо и
для меня, и вообще, и возможное выше невозможного, потому что первое имеет
значение для человека, а второе нет. Лучше то, что бывает в конце жизни, ибо
то, что бывает под конец, в большей степени обладает свойствами цели. И то,
что относится к области истины, лучше того, что делается для славы, а к
области делаемого для славы относится то, чего никто бы не предпринял, зная,
что это останется тайной. Лучше также и то, чем люди желают быть, а не
казаться, потому что все такое заключает в себе более истины.
Поэтому-то, по мнению некоторых, справедливость имеет мало значения,
потому что-де лучше казаться таким или иным, чем быть, чего, однако, нельзя
сказать о здоровье. Более ценности имеет и то, что во многих отношениях
оказывается более полезным, например, помогает нам жить, быть счастливыми,
пользоваться удовольствиями и делать добро, поэтому-то богатство и здоровье
считаются величайшими благами: ведь они обусловливают собой все эти блага. И
то, что влечет за собой меньше горя и что связано с удовольствием, лучше,
потому что такая вещь заключает в себе больше, чем одно благо, так как и
удовольствие - благо, и отсутствие печали - также благо. И из двух благ
больше то, которое, будучи сложено с той же величиной [как и другое]
образует в результате большее целое. И то, присутствие чего заметно, лучше
того, присутствие чего незаметно, потому что первое ближе к истине;
поэтому-то, пожалуй, лучше быть, чем казаться богатым. Ценнее также и то,
что пользуется любовью, и один и тот же предмет дороже для того, у кого этот
предмет только один, чем для того, у кого таких предметов много. Поэтому-то
не одинаковое наказание постигает того, кто лишит глаза человека
одноглазого, и того, кто сделает это с человеком, обладающим обоими глазами,
потому что в первом случае у человека отнят особенно дорогой для него орган.
|
|