Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 69


Такие и им подобные вещи возбуждают сострадание. Мы чувствуем
сострадание к людям знакомым, если они не очень близки нам, к очень близким
же относимся так же, как если бы нам самим предстояло [несчастье]; потому то
и Амазис, как рассказывают, не плакал, видя, как его сына ведут на смерть, и
заплакал при виде друга, просящего милостыню: последнее возбудило в нем
сострадание, а первое ужас. Ужасное отлично от того, что возбуждает
сострадание, оно уничтожает сострадание и часто способствует возникновению
противоположной [страсти]. Мы испытываем еще сострадание, когда несчастье
нам самим близко. Мы чувствуем состраданье к людям подобным нам по возрасту,
по характеру, по способностям, по положению, по происхождению, ибо при виде
всех подобных лиц нам кажется более возможным, что и с нами случится нечто
подобное. Вообще и здесь следует заключить, что мы испытываем сострадание к
людям, когда с ними случается все то, чего мы боимся для самих себя. Если
страдания, кажущиеся близкими, возбуждают сострадание, а те, которые были
десять тысяч лет тому назад или будут через десять тысяч лет, или совсем не
возбуждают сострадания, или [возбуждают его] не в такой степени, ибо вторых
мы не дождемся, а первых не помним, то отсюда необходимо следует, что люди,
воспроизводящие что-нибудь наружностью, голосом, костюмом и вообще игрой, в
сильной степени возбуждают сострадание, ибо, воспроизводя перед глазами
какое-нибудь несчастье, как грядущее или как свершившееся, они достигают
того, что оно кажется близким. Весьма также возбуждает сострадание [то
бедствие], которое недавно случилось или должно скоро случиться. Поэтому [мы
чувствуем сострадание] по поводу признаков, например, платья людей
потерпевших несчастье, и тому подобных вещей, и по поводу слов или действий
людей, находящихся в беде, например, людей уже умирающих. Особенно же мы
испытываем сострадание, если в подобном положении находятся люди хорошие.
Все эти обстоятельства усиливают в нас сострадание, ибо в таких случаях беда
кажется близкой и незаслуженной и, кроме того, она у нас перед глазами.

ГЛАВА IX

Определение негодования, отношение негодования к зависти - Кто и что
возбуждает в людях негодование, и почему? - В каком состоянии люди легко
приходят в негодование? - Как может пользоваться этим понятием оратор для
своей цели?
Сожалению противополагается главным образом негодование, ибо
противоположностью чувству печали при виде незаслуженных бедствий является
некоторым образом и из того же источника чувство печали при виде
незаслуженного благоденствия. Обе эти страсти составляют принадлежность
честного характера, ибо должно испытывать печаль и сострадание при виде
людей, незаслуженно бедствующих, и негодовать при виде людей, [незаслуженно]
благоденствующих, так как то, что выпадает незаслуженно, несправедливо;
поэтому-то мы приписываем и богам чувство негодования.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz