|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 69 |
Такие и им подобные вещи возбуждают сострадание. Мы чувствуем
сострадание к людям знакомым, если они не очень близки нам, к очень близким
же относимся так же, как если бы нам самим предстояло [несчастье]; потому то
и Амазис, как рассказывают, не плакал, видя, как его сына ведут на смерть, и
заплакал при виде друга, просящего милостыню: последнее возбудило в нем
сострадание, а первое ужас. Ужасное отлично от того, что возбуждает
сострадание, оно уничтожает сострадание и часто способствует возникновению
противоположной [страсти]. Мы испытываем еще сострадание, когда несчастье
нам самим близко. Мы чувствуем состраданье к людям подобным нам по возрасту,
по характеру, по способностям, по положению, по происхождению, ибо при виде
всех подобных лиц нам кажется более возможным, что и с нами случится нечто
подобное. Вообще и здесь следует заключить, что мы испытываем сострадание к
людям, когда с ними случается все то, чего мы боимся для самих себя. Если
страдания, кажущиеся близкими, возбуждают сострадание, а те, которые были
десять тысяч лет тому назад или будут через десять тысяч лет, или совсем не
возбуждают сострадания, или [возбуждают его] не в такой степени, ибо вторых
мы не дождемся, а первых не помним, то отсюда необходимо следует, что люди,
воспроизводящие что-нибудь наружностью, голосом, костюмом и вообще игрой, в
сильной степени возбуждают сострадание, ибо, воспроизводя перед глазами
какое-нибудь несчастье, как грядущее или как свершившееся, они достигают
того, что оно кажется близким. Весьма также возбуждает сострадание [то
бедствие], которое недавно случилось или должно скоро случиться. Поэтому [мы
чувствуем сострадание] по поводу признаков, например, платья людей
потерпевших несчастье, и тому подобных вещей, и по поводу слов или действий
людей, находящихся в беде, например, людей уже умирающих. Особенно же мы
испытываем сострадание, если в подобном положении находятся люди хорошие.
Все эти обстоятельства усиливают в нас сострадание, ибо в таких случаях беда
кажется близкой и незаслуженной и, кроме того, она у нас перед глазами.
ГЛАВА IX
Определение негодования, отношение негодования к зависти - Кто и что
возбуждает в людях негодование, и почему? - В каком состоянии люди легко
приходят в негодование? - Как может пользоваться этим понятием оратор для
своей цели?
Сожалению противополагается главным образом негодование, ибо
противоположностью чувству печали при виде незаслуженных бедствий является
некоторым образом и из того же источника чувство печали при виде
незаслуженного благоденствия. Обе эти страсти составляют принадлежность
честного характера, ибо должно испытывать печаль и сострадание при виде
людей, незаслуженно бедствующих, и негодовать при виде людей, [незаслуженно]
благоденствующих, так как то, что выпадает незаслуженно, несправедливо;
поэтому-то мы приписываем и богам чувство негодования.
|
|