Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 121


Наиболее пригоден для письма стиль речи эпидиктической, так как она
предназначается для прочтения; за ней следует [стиль речи] судебной. Излишне
продолжать анализ стиля [и доказывать], что он должен быть приятен и
величествен, потому что с какой стати [ему обладать этими свойствами] в
большей степени, чем умеренностью, или благородством, или какой-нибудь иной
этической добродетелью? А что перечисленные [свойства стиля] помогут ему
сделаться приятным, это очевидно, если мы правильно определили достоинство
стиля; потому что для чего другого, [если не для того, чтобы быть приятным],
стиль должен быть ясен, не низок, но приличен? И если стиль болтлив или
сжат, он не ясен; очевидно, что [в этом отношении] пригодна середина.
Перечисленные качества сделают стиль приятным, если будут в нем удачно
перемешаны выражени общеупотребительные и малоупотребительные, и ритм, и
убедительные [доводы] в подобающей форме.
Итак, мы сказали о стиле - о всех стилях вообще и о всяком отдельном
роде к частности. Остается сказать о построении [речи].

ГЛАВА XI11 О построении речи На какие две части должна разделяться

речь? -
Подразделение Аристотеля и подразделение, установившееся до него.
Речь имеет две части, ибо необходимо назвать предмет, о котором идет
речь, и доказать его; поэтому невозможно, назвав, не доказать, или доказать,
не назвав предварительно, человек доказывающий доказывает нечто, и человек,
предварительно излагающий что-нибудь, излагает это с целью доказательства.
Первая из этих двух частей есть изложение, вторая - способ убеждения, как
если бы кто-либо разделил речь на части, из которых первая - задача, вторая
-решение. Теперь же речь смешно подразделяется на части, ибо рассказ
свойствен только судебной речи; каким образом может быть в речи
эпидиктической и в речи, произносимой в народном собрании, то, что принято
называть рассказом, или то, что относится к противнику, или заключение
доказательств? Предисловие, взвешивание и краткое повторение всего
сказанного в речах, произносимых в народном собрании, бывает тогда, когда
бывают прения, потому что в них часто дело идет об осуждении и оправдании,
но не в тех случаях, когда бывает совещание. А заключение бывает даже не во
всякой судебной речи, например, [его не бывает], когда речь коротка или
когда дело легко запомнить, потому что обыкновенно приходится убавлять от
того, что пространно. Следовательно, необходимые части речи - изложение и
способ убеждения; они составляют ее неотъемлемую принадлежность, но по
большей части бывают: предисловие, изложение, способ убеждения, заключение,
потому что то, что говорится к противнику, относится к способам убеждения, а
сопоставление [доводов за и против] есть лишь усиление своих доводов, так
что и оно - некоторая часть способов убеждения: делающий это [то есть
сопоставление] доказывает нечто, а предисловие и заключение [ничего не
доказывают], [заключение] же лишь напоминает.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz