Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 57


[Милостивы мы] и по отношению к тем, кто серьезно относится к нам, когда мы
серьезны: нам кажется, что такие люди заботятся о нас, а не относятся к нам
с презрением, - и к тем, кто оказал нам услуги большей важности [чем их вина
перед нами], и к тем, кто упрашивает и умоляет нас, потому что такие люди
ниже нас. [Милостивы мы] и к тем, кто не относится высокомерно, насмешливо и
пренебрежительно или ни к кому, или ни к кому из хороших людей, или ни к
кому из таких, каковы мы сами. Вообще понятие того, что способствует
милостивому настроению следует выводить из понятия противоположного. Не
сердимся мы и на тех, кого боимся или стыдимся, пока мы испытываем эти
чувства, потому что невозможно в одно и тоже время бояться и сердиться. И на
тех, кто сделал что-нибудь под влиянием гнева, мы или совсем не сердимся,
или менее сердимся, потому что они, как представляется, поступили так не
вследствие пренебрежения, ибо никто не чувствует пренебрежения в то время
как сердится -пренебрежение не заключает в себе огорчения, а гнев соединен с
ним [Милостиво мы относимся] еще к тем, кто нас уважает.
Очевидно, что те, состояние которых противоположно гневу, милостивы, а
такое [состояние сопровождает] шутку, смех, праздник, счастье, успех,
насыщение, вообще беспечальное состояние, невысокомерное удовольствие и
скромную надежду. [Милостивое настроение является] и в тех случаях, когда
гнев затягивается и не имеет свежести, потому что время утоляет гнев. Точно
так же наказание, наложенное раньше на какое-нибудь лицо, смягчает даже
более сильный гнев, направленный против какого-нибудь другого лица.
Поэтому-то, когда народ гневался на Филократа, последний на вопрос какого-то
человека: "Почему ты не оправдываешься?" - благоразумно отвечал: "Еще не
время". - "А когда же будет время?" - "Когда увижу, что кто-нибудь другой
оклеветан". -Потому что люди смягчаются, когда сорвут свой гнев на
ком-нибудь другом, как это было с Эргофилом: хотя на него сердились больше,
чем на Каллисфена, однако оправдали его именно потому, что накануне осудили
на смерть Каллисфена. [Милостивы мы] и к тем, к кому чувствуем сострадание,
а также к тем, кто перенес большее бедствие, чем какое мы могли бы причинить
им под влиянием гнева; в этом случае мы как бы думаем, что получили
удовлетворение. [Мы бываем милостивы] и тогда, когда, по нашему мнению, мы
сами неправы и терпим по справедливости, потому что гнев не бывает направлен
против справедливого, в данном же случае, по нашему мнению, мы страдаем не
противно справедливости, а гнев, как мы сказали, возбуждается именно этим
[то есть противным справедливости]. В виду этого прежде [чем наказывать
делом], следует наказывать словом; в таком случае даже и рабы, подвергаемые
наказанию, менее негодуют. [Гнев наш смягчается] еще и в том случае, когда
мы думаем, что [наказываемый] не догадается, что он [терпит] именно от нас и
именно за то, что мы от него претерпели, потому что гнев бывает направлен
против какого-нибудь определенного лица, как это очевидно из определения
гнева.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz