Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 91

Или как Аристипп [заметил] Платону, высказавшемуся по
поводу чего-то слишком, как он думал, самонадеянно: наш товарищ [не сказал
бы] ничего подобного, - разумея Сократа. И Игасиполид в Дельфах спрашивал
бога, предварительно спросив оракула в Олимпии, такого ли же он [Аполлон]
мнения, как и его отец, так как постыдно сказать что-нибудь противоположное.
И как Исократ писал о Елене, что она была добродетельна, если Фисей признал
[ее таковой], и об Александре, которому отдали предпочтение богини, и об
Евагоре что он добродетелен, как говорит Исократ, ибо Конон, впав в
бедственное положение, оставил всех остальных и пришел к Евогору.
Еще один [топ проистекает] из частей, как в "Топике" [решается вопрос о
том], какое движение есть душа? Потому что она есть движение такое или
другое. Пример этого можно заимствовать из Феодектова "Сократа", [где
говорится]: против какой святыни он согрешил? Кому из богов, почитаемых
государством, не выказал почтения?
Так как по большей части случается, что за одним и тем же следует или
что-нибудь хорошее, или что-нибудь дурное, то еще один топ [заключается] в
убеждении или отсоветовании чего-нибудь, обвинении или защите, восхвалении
или порицании, на основании его последствий, например, [если сказать], что
образование влечет за собой нечто дурное: [человек] делается предметом
зависти - и нечто хорошее: он становится мудрым. Итак, не следует быть
образованным, ибо не следует быть предметом зависти, однако следует быть
образованным, ибо следует быть мудрым.
Этот топ составлял искусство Каллиппа который кроме того пользовался
еще доказательством от возможного и другими [доказательствами], о которых мы
говорили.
Еще один [топ возникает тогда], когда нужно советовать или отсоветовать
какие-нибудь две вещи - и притом противоположные и прилагать к обеим
указанный сейчас способ. Разница [между указанным и настоящим случаем та],
что там противополагаются все равно какие элементы, а здесь - действительные
противоположности, например, одна жрица не позволяла своему сыну говорить
политические речи, говоря: "Если ты будешь говорить справедливое, тебя
возненавидят люди, а если несправедливое - боги". Но [можно также сказать,
что] должно говорить такие речи, ибо если ты будешь говорить справедливое,
тебя полюбят боги, если несправедливое - люди. Это совершенно тождественно с
пословицей: "покупать болото и соль". Когда за каждой из двух
противоположных вещей следует и [некоторое] добро, и [некоторое] зло,
[причем и те, и другие последствия] взаимно противоположны - это называется
pAcuowoic;, (собственно, кривизна ног, выгнутых - одна в одну, другая в
другую сторону).
Еще один [топ получается], когда люди не одно и то же хвалят на словах
и про себя, но на словах хвалят преимущественно все справедливое и
прекрасное, а про себя более желают полезного - здесь можно строить двоякий
силлогизм; этот способ наиболее пригоден по отношению к парадоксам.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz