Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 123

Относительно предисловий к речам судебным следует установить, что
они имеют такое же значение, как и прологи к драматическим произведениям и
предисловия к произведениям эпическим. А предисловия к произведениям
дифирамбическим подобны предисловиям к речам эпидиктическим, [например]:
Из-за тебя, твоих даров и добычи.
В эпических произведениях предисловие есть показатель [содержания]
речи, чтобы [слушатели] заранее знали, о чем будет идти речь, и чтобы ум не
был в недоумении, потому что неопределенное вводит в заблуждение. А кто как
бы дал в руку слушателю начало речи, тот [этим самым] дает возможность
следить за речью. Поэтому-то [говорится]:
Гнев, о богиня, воспой. И:
Муза, скажи мне о том многоопытном муже. И:
Скажи мне о другом, о том, как великая война из Азии перешла в Европу.
И трагики дают понятие о драме [в предисловии], если не тотчас, как
Еврипид, то где-нибудь, как это [делает] и Софокл:
Мой отец был Полиб.
Так же [поступают] и комики, ибо необходимейшее назначение предисловия,
свойственное ему, заключается в том, чтобы показать, какова та цель, ради
которой [произносится] речь; поэтому-то, если дело ясно и коротко, не
следует пользоваться предисловием.
Другие виды [предисловия], которыми пользуются [ораторы], представляют
собой способы исцеления; они общи [всем родам произведений]; содержание их
слагается в зависимости от личности самого оратора, от личности слушателя,
от дела, от личности противника. Все, что способствует установлению
обвинения или опровержению его, все это касается самого оратора или его
противника. Но тут следует [поступать] не одинаково: оправдываясь, [следует
приводить] то, что касается обвинения, в начале, а обвиняя, [следует
приводить это] в заключение. Почему [следует поступать так], это совершенно
ясно: когда оправдываешься, необходимо устранить все препятствия, раз
рассчитываешь поставить самого себя перед судом, так что прежде всего
следует опровергнуть обвинение. А когда сам обвиняешь, следует помещать
обвинение в конце, чтобы оно больше осталось в памяти.
Предисловия, имеющие в виду слушателя, [возникают] из желания сделать
слушателя благосклонным или рассердить его, а иногда еще из желания
возбудить его внимание или наоборот, ибо не всегда полезно возбуждать его
внимание; поэтому-то многие [ораторы] стараются рассмешить [слушателей]. Все
это приводит к благосклонности [слушателя], если кто этого желает; [того же
достигнет оратор], если выкажет себя нравственно хорошим человеком, потому
что [слушатели] относятся с большим вниманием к таким людям. [Слушатели]
внимательно относятся ко всему великому и к тому, что лично их касается, ко
всему удивительному и приятному; поэтому следует внушать слушателям, что
речь идет о подобных предметах. Если же нежелательно возбудить внимание
[слушателей], [то должно им внушить], что дело, [которого касается речь],
ничтожно, что оно нисколько их не касается, что оно заключает в себе нечто
печальное.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz