Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 131

Именно, Геру я...
Здесь [поэт] сначала коснулся самого легкого. Это о способах убеждения.
Что же касается характера, то так как говорить о самом себе некоторые вещи
значило бы возбудить зависть, или [заслужить упреки] в многословии или
[вызвать] противоречие, а [говорить] о ком-нибудь другом [значило бы
заслужить упреки] в брани или грубости, ввиду этого следует влагать слова в
уста какого-нибудь другого лица, как это делает Исократ в речи к Филиппу и в
"Антидосисе", и как порицает Архилох: он выводит на сцену в ямбах отца,
который говорит о своей дочери:
Нет ничего такого, чего нельзя было бы ожидать, Или что можно было бы
клятвенно отрицать.
Он выводит также плотника Харона в ямбе, начало которого [таково]:
Нет мне [дела до богатств] Гига.
И как Софокл [выводит] Эмона, [говорящего] перед отцом в защиту
Антигоны как бы на основании слов других лиц.
Иногда следует изменять вид энтимем и придавать им форму изречении;
например, люди благоразумные должны соглашаться на мир и тогда, когда
счастье на их стороне, потому что таким путем они могут получить всего
больше выгод. А с помощью энтимемы [следовало бы сказать так]: если нужно
заключать мир в то время, когда он всего полезнее и выгоднее, то следует
заключать его тогда, когда счастье на нашей стороне.

ГЛАВА XVI11

Три случая, когда в речи уместно прибегать к вопросу. -Двусмысленные
вопросы. - Шутки.
Что касается вопроса, то его всего уместнее предлагать тогда, когда
одно из двух положений высказано таким образом, что стоит предложить один
вопрос, чтобы вышла нелепость, например, Перикл спросил Лампона о посвящении
в таинства "Спасительницы" [Димитры]. Тот ответил, что об этом невозможно
слышать непосвященному. "А сам ты знаешь об этом?" -спросил Перикл и,
получив утвердительный ответ, [сказал]: "Как же [ты узнал], когда не был
посвящен?"
Во-вторых [вопрос уместен], когда из двух пунктов один сам по себе
ясен, а относительно другого ясно, что на вопрос о нем дан будет
утвердительный ответ. Установив с помощью вопроса одно какое-нибудь
положение, не следует предлагать еще вопрос о том, что само по себе ясно, а
прямо выводить заключение; так, например, Сократ спросил Мелита,
утверждавшего, что он не признает богов: "Признаю ли я, по твоему,
существование каких-нибудь демонов?" И, получив утвердительный ответ,
продолжал: "А демоны -не дети ли богов или не нечто ли божественное?" И на
утвердительный ответ сказал: "Есть ли такой человек, который бы признавал
детей богов, а самих богов не [признавал бы]?"
В-третьих [вопрос уместен], если посредством его имеешь в виду
показать, [что противник] сам себе противоречит или говорит нечто
парадоксальное.
В-четвертых, когда противник не может разрешить вопрос иначе, чем дав
на него софистический ответ; если он ответит, [например], так: и есть и нет;
это и так, и не так; частью да, частью нет, то [слушатели] приходят в
недоумение, как будто он не знает, [что сказать].



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz