Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 61


Пусть будет страх -некоторого рода неприятное ощущение или смущение,
возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас
или причинить нам неприятность: люди ведь боятся не всех зол, например, [не
боятся] быть несправедливыми или ленивыми, - но лишь тех, которые могут
причинить страдание, сильно огорчить или погубить, и притом в тех случаях,
когда [эти бедствия] не [угрожают] издали, а находятся так близко, что
кажутся неизбежными. Бедствий отдаленных люди не особенно боятся. Все знают,
что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.
Если же в этом заключается страх, то страшным будет все то, что, как
нам представляется, имеет большую возможность разрушать или причинять вред,
влекущий за собой большие горести. Поэтому страшны и признаки подобных
вещей, потому что тогда страшное кажется близким. Это ведь называется
опасностью, близость чего-нибудь страшного; такова вражда и гнев людей,
имеющих возможность причинить какое-нибудь зло: очевидно в таком случае, что
они желают [причинить его], так что близки к совершению его. Такова и
несправедливость, обладающая силой, потому что человек несправедливый
несправедлив в том, к чему он стремится. [Такова] и оскорбленная
добродетель, когда она обладает силой: очевидно, что, раз она получает
оскорбление, она всегда стремится [отметить], в данном же случае она может
[это сделать]. [Таков] и страх людей, которые имеют возможность сделать нам
что-нибудь [дурное], потому что и такие люди необходимо должны быть наготове
[причинить нам какое-нибудь зло]. Так как многие люди оказываются дурными и
слабыми ввиду выгод и трусливыми в минуту опасности, то вообще страшно быть
в зависимости от другого человека, и для того, кто совершал что-нибудь
ужасное, люди, знающие об этом, страшны тем, что могут выдать или покинуть
его. И те, кто может обидеть, [страшны] для тех, кого можно обидеть, потому
что по большей части люди обижают, когда могут. [Страшны] и обиженные или
считающие себя таковыми, потому что [такие люди] всегда выжидают удобного
случая. Страшны и обидевшие, раз они обладают силой, потому что они боятся
возмездия, а подобная вещь, как мы сказали, страшна. [Страшен] и соперник,
добивающийся всего того же, [чего добиваемся мы], если оно не может
достаться обоим вместе, - потому что с соперниками постоянно ведется борьба.
[Страшны для нас] также люди, страшные для людей, более сильных, чем мы,
потому что если [они могут вредить] людям более сильным, чем мы, то тем
более могут повредить нам. По той же причине [страшны] те, кого боятся люди
более сильные, чем мы, а также те, кто погубил людей более сильных, чем мы.
[Страшны] и те, кто нападает на людей более слабых, чем мы, они страшны для
нас или уже [в данный момент] или по мере своего усиления.
Из числа людей нами обиженных, наших врагов и соперников [страшны] не
пылкие и откровенные, а спокойные, насмешливые и коварные, потому что
незаметно, когда они близки [к исполнению возмездия], так что никогда не
разберешь, далеки ли они от этого.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz