|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 61 |
Пусть будет страх -некоторого рода неприятное ощущение или смущение,
возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас
или причинить нам неприятность: люди ведь боятся не всех зол, например, [не
боятся] быть несправедливыми или ленивыми, - но лишь тех, которые могут
причинить страдание, сильно огорчить или погубить, и притом в тех случаях,
когда [эти бедствия] не [угрожают] издали, а находятся так близко, что
кажутся неизбежными. Бедствий отдаленных люди не особенно боятся. Все знают,
что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.
Если же в этом заключается страх, то страшным будет все то, что, как
нам представляется, имеет большую возможность разрушать или причинять вред,
влекущий за собой большие горести. Поэтому страшны и признаки подобных
вещей, потому что тогда страшное кажется близким. Это ведь называется
опасностью, близость чего-нибудь страшного; такова вражда и гнев людей,
имеющих возможность причинить какое-нибудь зло: очевидно в таком случае, что
они желают [причинить его], так что близки к совершению его. Такова и
несправедливость, обладающая силой, потому что человек несправедливый
несправедлив в том, к чему он стремится. [Такова] и оскорбленная
добродетель, когда она обладает силой: очевидно, что, раз она получает
оскорбление, она всегда стремится [отметить], в данном же случае она может
[это сделать]. [Таков] и страх людей, которые имеют возможность сделать нам
что-нибудь [дурное], потому что и такие люди необходимо должны быть наготове
[причинить нам какое-нибудь зло]. Так как многие люди оказываются дурными и
слабыми ввиду выгод и трусливыми в минуту опасности, то вообще страшно быть
в зависимости от другого человека, и для того, кто совершал что-нибудь
ужасное, люди, знающие об этом, страшны тем, что могут выдать или покинуть
его. И те, кто может обидеть, [страшны] для тех, кого можно обидеть, потому
что по большей части люди обижают, когда могут. [Страшны] и обиженные или
считающие себя таковыми, потому что [такие люди] всегда выжидают удобного
случая. Страшны и обидевшие, раз они обладают силой, потому что они боятся
возмездия, а подобная вещь, как мы сказали, страшна. [Страшен] и соперник,
добивающийся всего того же, [чего добиваемся мы], если оно не может
достаться обоим вместе, - потому что с соперниками постоянно ведется борьба.
[Страшны для нас] также люди, страшные для людей, более сильных, чем мы,
потому что если [они могут вредить] людям более сильным, чем мы, то тем
более могут повредить нам. По той же причине [страшны] те, кого боятся люди
более сильные, чем мы, а также те, кто погубил людей более сильных, чем мы.
[Страшны] и те, кто нападает на людей более слабых, чем мы, они страшны для
нас или уже [в данный момент] или по мере своего усиления.
Из числа людей нами обиженных, наших врагов и соперников [страшны] не
пылкие и откровенные, а спокойные, насмешливые и коварные, потому что
незаметно, когда они близки [к исполнению возмездия], так что никогда не
разберешь, далеки ли они от этого.
|
|