|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 14 |
По отношению к законодательству нужно не только понимать на основании
наблюдений над прошлым, какая форма правления полезна, но также и знать
формы правления в других государствах: для каких людей какая форма правления
годится. Очевидно, таким образом, что для законодательства полезны описания
земли, потому что из них можно познакомиться с законами [других] народов,
для совещания же о делах государственных полезны творения дееписателей. Но
все это относится к области политики, а не риторики.
Вот главнейшие пункты, относительно которых должен быть сведущ тот, кто
желает давать советы [в делах государственных]. Теперь мы изложим положения,
на основании которых следует советовать то или отсоветовать другое, как по
вышеупомянутым, так и по всяким другим вопросам.
ГЛАВА V
Блаженство, как цель человеческой деятельности. -Четыре определения
блаженства. - Составные части блаженства. - Внутренние и внешние блага. -
Анализ понятий: благородство происхождения, хорошего и многочисленного
потомства (ЈuTЈKv(a и tt6AutЈkv(ci), богатства, хорошей репутации, почета,
физической добродетели, тгоЛиф|Л(а и xPnorocpiAla. - Определение понятия
"друг". - Анализ понятия счастливой судьбы и случайного блага.
У всякого человека в отдельности и у всех вместе есть, можно сказать,
известная цель, стремясь к которой они одно избирают, другого избегают; эта
цель, коротко говоря, есть блаженство с его составными частями. Итак,
разберем для примера, что такое, прямо говоря, блаженство и из чего
слагаются его части, потому что все уговаривания и отговаривания касаются
блаженства, того, что к нему ведет и что ему противоположно: то, что создает
блаженство или какую-нибудь из его частей, или что делает его из меньшего
большим, - все такое следует делать, а того, что разрушает блаженство,
мешает ему или создает что-нибудь ему чуждое - всего такого не следует
делать.
Определим блаженство, как благосостояние, соединенное с добродетелью,
или как довольство своей жизнью, или как приятнейший образ жизни,
соединенный с безопасностью, или как избыток имущества и рабов в соединении
с возможностью охранять их и пользоваться ими. Ведь, можно сказать, все люди
согласны признать блаженством одну или несколько из этих вещей.
Если на самом деле блаженство есть нечто подобное, то к числу составных
его частей необходимо будет принадлежать благородство происхождения, обилие
друзей, друзья - хорошие люди, богатство, хорошее и обильное потомство,
счастливая старость, кроме того еще преимущества физические, каковы
здоровье, красота, сила, рост, ловкость в состязаниях, слава, почет, удача,
добродетель; потому что человек наиболее счастлив в том случае, когда он
обладает благами, находящимися в нем самом и вне его; других же благ помимо
этих нет. В самом человеке есть блага духовные и телесные, а вне его
благородство происхождения, друзья, богатство и почет.
|
|