Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 101

Однако, как мы сказали, [стиль] оказывается весьма
важным вследствие нравственной испорченности слушателя. При всяком обучении
стиль необходимо имеет некоторое небольшое значение, потому что для
выяснения [чего-либо] есть разница в том, выразишься ли так или этак; но
все-таки [значение это] не так велико, [как обыкновенно думают]: все это
относится к внешности и касается слушателя, поэтому никто не пользуется
этими приемами при обучении геометрии. А раз ими пользуются, они производят
такое же действие, как искусство актера. Некоторые лица пробовали слегка
говорить об этом, например, Фрасимах в своем трактате "О возбуждении
сострадания". Искусство актера дается природой и менее зависит от техники;
что же касается стиля, то он приобретается техникой. Поэтому-то лавры
достаются тем, кто владеет словом, точно так же, как в области
драматического искусства [они приходятся на долю] декламаторов. И сила речи
написанной заключается более в стиле, чем в мыслях.
Поэты первые, как это и естественно, пошли вперед [в этой области]:
слова представляют собой подражание, а из всех наших органов голос наиболее
способен к подражанию; таким-то образом и возникли искусства: рапсодия,
драматическое искусство и другие. Но так как поэты, трактуя об обыденных
предметах, как казалось, приобретали себе славу своим стилем, то сначала
создался поэтический стиль, как например, у Горгия. И теперь еще многие
необразованные люди полагают, что именно такие люди выражаются всего
изящнее. На самом же деле это не так, и стиль в ораторской речи и в поэзии
совершенно различен, как это доказывают факты: ведь даже авторы трагедий,
уже не пользуются теми же оборотами, [какими пользовались прежде], а подобно
тому, как они, перешли от тетраметра к ямбу, на том основании, что последний
более всех остальных метров подобен разговорному языку; точно так же они
отбросили все выражения, которые не подходят к разговорному языку, но
которыми первоначально они украшали свои произведения и которыми еще и
теперь пользуются поэты, пишущие гекзаметрами. Поэтому смешно подражать
людям, которые уже и сами не пользуются этими оборотами.
Отсюда ясно, что мы не обязаны подробно разбирать все, что можно
сказать по поводу стиля, но должны сказать лишь о том, что касается
искусства, о котором мы говорим. Об остальном мы сказали в сочинении о
поэтическом искусстве.

ГЛАВА II

Достоинство стиля - ясность. - Выражения, способствующие ясности стиля.
- Что годится для речи стихотворной и что для прозаической? - Какие
выражения должно употреблять в речи прозаической? -Употребление синонимов и
омонимов. - Употребление эпитетов и метафор. - Откуда следует заимствовать
метафоры? - Как следует создавать эпитеты?
Рассмотрев это, определим, что достоинство стиля заключается в ясности;
доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигнет
своей цели.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz