|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 101 |
Однако, как мы сказали, [стиль] оказывается весьма
важным вследствие нравственной испорченности слушателя. При всяком обучении
стиль необходимо имеет некоторое небольшое значение, потому что для
выяснения [чего-либо] есть разница в том, выразишься ли так или этак; но
все-таки [значение это] не так велико, [как обыкновенно думают]: все это
относится к внешности и касается слушателя, поэтому никто не пользуется
этими приемами при обучении геометрии. А раз ими пользуются, они производят
такое же действие, как искусство актера. Некоторые лица пробовали слегка
говорить об этом, например, Фрасимах в своем трактате "О возбуждении
сострадания". Искусство актера дается природой и менее зависит от техники;
что же касается стиля, то он приобретается техникой. Поэтому-то лавры
достаются тем, кто владеет словом, точно так же, как в области
драматического искусства [они приходятся на долю] декламаторов. И сила речи
написанной заключается более в стиле, чем в мыслях.
Поэты первые, как это и естественно, пошли вперед [в этой области]:
слова представляют собой подражание, а из всех наших органов голос наиболее
способен к подражанию; таким-то образом и возникли искусства: рапсодия,
драматическое искусство и другие. Но так как поэты, трактуя об обыденных
предметах, как казалось, приобретали себе славу своим стилем, то сначала
создался поэтический стиль, как например, у Горгия. И теперь еще многие
необразованные люди полагают, что именно такие люди выражаются всего
изящнее. На самом же деле это не так, и стиль в ораторской речи и в поэзии
совершенно различен, как это доказывают факты: ведь даже авторы трагедий,
уже не пользуются теми же оборотами, [какими пользовались прежде], а подобно
тому, как они, перешли от тетраметра к ямбу, на том основании, что последний
более всех остальных метров подобен разговорному языку; точно так же они
отбросили все выражения, которые не подходят к разговорному языку, но
которыми первоначально они украшали свои произведения и которыми еще и
теперь пользуются поэты, пишущие гекзаметрами. Поэтому смешно подражать
людям, которые уже и сами не пользуются этими оборотами.
Отсюда ясно, что мы не обязаны подробно разбирать все, что можно
сказать по поводу стиля, но должны сказать лишь о том, что касается
искусства, о котором мы говорим. Об остальном мы сказали в сочинении о
поэтическом искусстве.
ГЛАВА II
Достоинство стиля - ясность. - Выражения, способствующие ясности стиля.
- Что годится для речи стихотворной и что для прозаической? - Какие
выражения должно употреблять в речи прозаической? -Употребление синонимов и
омонимов. - Употребление эпитетов и метафор. - Откуда следует заимствовать
метафоры? - Как следует создавать эпитеты?
Рассмотрев это, определим, что достоинство стиля заключается в ясности;
доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигнет
своей цели.
|
|