Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 92


Еще один [топ вытекает] из заключения, что по аналогии получалось бы
то-то, как, например, когда сына Ификрата, по возрасту еще очень молодого,
хотели заставить принимать участие в государственных повинностях, на том
основании, что он велик ростом, то Ификрат сказал, что если они детей,
высоких ростом, считают мужами, то признают людей, низких ростом, за детей.
И [как] Феодект [говорил] в своем "Законе": вы даете право гражданства
наемникам, например, Страваку и Харидиму, за их доблесть, и не отправите в
изгнание тех из наемников, которые совершили ужасные дела?
Еще один [топ получается] из [рассуждения], что если последствия
чего-нибудь тождественны, то и причины, вызвавшие их, также тождественны,
как, например, Ксенофан говорил, что одинаково богохульствуют те, кто
утверждает, что боги родились, и те кто утверждает, что боги умирают, ибо в
том и в другом случае выходит, что в известное время боги не существуют.
-Вообще [нужно] утверждать, что следствия всякой [причины] всегда
тождественны: вам предстоит изречь приговор не об Исократе, а о занятии:
следует ли заниматься философией. [Точно так же можно сказать], что "давать
землю и воду значит отдать себя в рабство" и что, "участвовать в общем мире
значит исполнять условленное". При этом [из двух способов] нужно брать тот,
который полезен.
Еще один [топ получается] вследствие того, что люди не всегда
впоследствии держатся такого же образа мыслей, какого [держались] раньше, но
противоположного, как, например, в следующей энтимеме: если, находясь в
изгнании, мы сражались, чтобы вернуться в отечество, неужели по возвращении
в отечество мы снова отправимся в изгнание, чтобы не сражаться? [На самом же
деле], иногда люди предпочитали оставаться в отечестве с тем, чтобы взамен
этого сражаться, а иногда [предпочитали] не сражаться [и покупали это право]
ценою изгнания.
Еще один [топ заключается] в утверждении, что что-нибудь есть или
произошло вследствие того, вследствие чего могло быть или произойти,
например, что кто-нибудь подарил [что-нибудь] какому-нибудь лицу с той
целью, чтобы огорчить потом это лицо, отняв [у него подарок], отчего и
говорится: многим людям божество посылает много удач не по своей
благосклонности, но для того чтобы они подверглись более явным бедам. Отсюда
также слова из [трагедии] "Мелеагр" Антифонта: "[Они собрались здесь], не
для того, чтобы убивать зверей, но для того, чтобы стать свидетелями
доблести Мелеагра перед Грецией". Отсюда также слова из Феодектова "Эанта",
что Диомид избрал себе товарищем Одиссея не потому, что уважал его, но с тою
целью, чтобы его спутник уступал ему в мужестве-, потому что возможно
предположение, что он так сделал именно поэтому.
Еще один [топ], общий при тяжбах и совещаниях, [заключается] в
рассмотрении обстоятельств, способствующих и препятствующих, а также тех,
под влиянием которых люди что-нибудь делают или избегают делать; таковы
обстоятельства, при наличности которых нужно делать что-нибудь, а при
отсутствии - нужно не делать, например, если что-нибудь возможно, легко и
полезно или для самого человека, или для его друзей, или же вредно и
невыгодно для врагов, или же если наказание [за проступок] меньше самого
проступка.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz