|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 79 |
Таким же образом нужно поступать и в
эпидиктических речах, ибо речь представляет себя как бы судью в слушателе.
Вообще в политических прениях есть один настоящий судья - [именно], решающий
данный вопрос. Вопросом же является то, относительно чего сомневаются и о
чем совещаются.
Раньше, говоря о речах совещательных, мы сказали о характерах
соответственно видам государственного устройства, так что теперь нам
следовало бы разобрать вопрос, как и с помощью чего можно сделать речи
этическими.
Так как для каждого рода речей мы указали свою особую цель и так как
относительно всех их были взяты нами мнения и посылки, из которых черпают
способы убеждения ораторы в речах совещательных, эпидиктических и судебных,
так как, кроме того, мы рассмотрели, с помощью чего возможно сделать речи
этическими, то нам остается сказать об общих [принципах], ибо всем
необходимо пользоваться в своих речах рассуждением о возможном и невозможном
и пытаться показать, - одним, что что-нибудь было, другим - что что-нибудь
будет. Кроме того, топ о величине является общим для всех речей, так как
фигурой преувеличения и умаления пользуются все ораторы: советующие и
отсоветывающие, хвалящие и порицающие, обвиняющие и оправдывающие.
Рассмотрев это, мы попытаемся вообще сказать об энтимемах, если найдем
что, и о примерах, чтобы, присоединив остальное, исполнить поставленную с
самого начала задачу. Из общих топов, преувеличение наиболее свойственно
речам эпидиктическим, как было сказано, совершившееся - речам судебным, ибо
по поводу совершившегося принимается решение, а возможное и будущее - речам
совещательным.
ГЛАВА XIX
Понятие возможного и невозможного. - Что подходит под эти понятия? -
Доказательства, основанные на предположении (вероятности):
1) относительно прошедшего,
2) относительно будущего. - О большем и меньшем.
Сначала скажем о возможном и невозможном. Если одна из
противоположностей может быть или явится, то может показаться возможной и
другая противоположность, например, если возможно для человека выздороветь,
то возможно и заболеть, ибо одна и та же возможность (способность) относится
к противоположностям, в чем они и противоположны. И если возможно одно
подобное, то и другое подобное ему [возможно]. И если возможно более
трудное, то [возможно] и более легкое. И если что-нибудь может возникнуть в
хорошем и прекрасном виде, то оно вообще может возникнуть, ибо труднее быть
хорошему дому, чем дому [просто]. И конец того, начало чего может
возникнуть, [также может возникнуть], ибо ничто не возникает и не начинает
возникать из вещей невозможных, например, не может начать возникать и не
возникает соизмеримость диаметра. Возможно также начало того, конец [чего
возможен], ибо все возникает с начала. И если может возникнуть последующее
по бытию или по возникновению, то возможно и предыдущее: например, если
может возникнуть муж, [может возникнуть] и ребенок, ибо последнее возникает
раньше.
|
|