Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 79

Таким же образом нужно поступать и в
эпидиктических речах, ибо речь представляет себя как бы судью в слушателе.
Вообще в политических прениях есть один настоящий судья - [именно], решающий
данный вопрос. Вопросом же является то, относительно чего сомневаются и о
чем совещаются.
Раньше, говоря о речах совещательных, мы сказали о характерах
соответственно видам государственного устройства, так что теперь нам
следовало бы разобрать вопрос, как и с помощью чего можно сделать речи
этическими.
Так как для каждого рода речей мы указали свою особую цель и так как
относительно всех их были взяты нами мнения и посылки, из которых черпают
способы убеждения ораторы в речах совещательных, эпидиктических и судебных,
так как, кроме того, мы рассмотрели, с помощью чего возможно сделать речи
этическими, то нам остается сказать об общих [принципах], ибо всем
необходимо пользоваться в своих речах рассуждением о возможном и невозможном
и пытаться показать, - одним, что что-нибудь было, другим - что что-нибудь
будет. Кроме того, топ о величине является общим для всех речей, так как
фигурой преувеличения и умаления пользуются все ораторы: советующие и
отсоветывающие, хвалящие и порицающие, обвиняющие и оправдывающие.
Рассмотрев это, мы попытаемся вообще сказать об энтимемах, если найдем
что, и о примерах, чтобы, присоединив остальное, исполнить поставленную с
самого начала задачу. Из общих топов, преувеличение наиболее свойственно
речам эпидиктическим, как было сказано, совершившееся - речам судебным, ибо
по поводу совершившегося принимается решение, а возможное и будущее - речам
совещательным.

ГЛАВА XIX

Понятие возможного и невозможного. - Что подходит под эти понятия? -
Доказательства, основанные на предположении (вероятности):
1) относительно прошедшего,
2) относительно будущего. - О большем и меньшем.
Сначала скажем о возможном и невозможном. Если одна из
противоположностей может быть или явится, то может показаться возможной и
другая противоположность, например, если возможно для человека выздороветь,
то возможно и заболеть, ибо одна и та же возможность (способность) относится
к противоположностям, в чем они и противоположны. И если возможно одно
подобное, то и другое подобное ему [возможно]. И если возможно более
трудное, то [возможно] и более легкое. И если что-нибудь может возникнуть в
хорошем и прекрасном виде, то оно вообще может возникнуть, ибо труднее быть
хорошему дому, чем дому [просто]. И конец того, начало чего может
возникнуть, [также может возникнуть], ибо ничто не возникает и не начинает
возникать из вещей невозможных, например, не может начать возникать и не
возникает соизмеримость диаметра. Возможно также начало того, конец [чего
возможен], ибо все возникает с начала. И если может возникнуть последующее
по бытию или по возникновению, то возможно и предыдущее: например, если
может возникнуть муж, [может возникнуть] и ребенок, ибо последнее возникает
раньше.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz