Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 32


Вот приблизительно все положения, на основании которых произносится
почти всякая похвала и хула, вот что следует принимать в соображение, хваля
или порицая; вот откуда берется содержание для енкомия и порицания: ведь раз
известен этот вид речей [похвальных], очевидны положения противоположные,
так как порицание произносится на основании положений противоположных
вышеуказанным.

ГЛАВА X

Часть 3.


Речи судебные. - Причины несправедливых поступков, настроения,
вызывающие эти поступки, люди, по отношению к которым эти поступки
совершаются - Что значит поступать несправедливо? - Мотивы дурных поступков
- порок и невоздержанность. - Поступки произвольные и непроизвольные. -
Мотивы всей человеческой деятельности. - Понятие случайности,
естественности, насильственности, привычности. -Совершаемое по соображению,
под влиянием раздражения, под влиянием желания.
Далее следует сказать о числе и природе тех положений, из которых
должно выводить умозаключения относительно обвинения и защиты. Здесь следует
обратить внимание на три пункта, какова природа и как велико число тех
причин, в силу которых люди поступают несправедливо; под влиянием какого
настроения люди поступают несправедливо; по отношению к каким людям мы
поступаем несправедливо и в каком положении находятся эти люди. Итак,
определим понятие несправедливости и разберем затем каждый из указанных
пунктов по порядку.
Пусть поступать несправедливо значит намеренно вопреки закону причинять
вред другому лицу. Но есть два вида законов - частный и общий. Частным я
называю написанный закон, согласно которому люди живут в государстве, общим
- тот закон, который признается всеми людьми, хотя он и не написан.
Добровольно люди делают то, что они делают сознательно и без принуждения. Не
все то, что люди совершают добровольно, совершается ими намеренно, но все,
что совершается ими намеренно, совершается ими добровольно, потому что
человек никогда не находится в неведении относительно того, что он делает
намеренно. Мотивы же, под влиянием которых мы добровольно причиняем вред и
поступаем несправедливо, - это порок и невоздержанность: когда мы обладаем
одним или несколькими пороками, мы оказываемся несправедливыми именно по
отношению к объекту порока, например, корыстолюбивый по отношению к деньгам,
невоздержанный по отношению к телесным наслаждениям, изнеженный по отношению
ко всему тому, что способствует лени; трус по отношению к опасностям (потому
что трусы под влиянием страха покидают своих товарищей в минуты опасности),
честолюбец по отношению к почестям. Человек вспыльчивый поступает
несправедливо под влиянием гнева; человек, страстно любящий победу,
поступает так ради победы, человек мстительный - под влиянием мести, человек
неразумный - вследствие неведения того, что справедливо и что несправедливо,
человек бесстыдный - вследствие презрения к доброй славе.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz