|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 32 |
Вот приблизительно все положения, на основании которых произносится
почти всякая похвала и хула, вот что следует принимать в соображение, хваля
или порицая; вот откуда берется содержание для енкомия и порицания: ведь раз
известен этот вид речей [похвальных], очевидны положения противоположные,
так как порицание произносится на основании положений противоположных
вышеуказанным.
ГЛАВА X
Часть 3.
Речи судебные. - Причины несправедливых поступков, настроения,
вызывающие эти поступки, люди, по отношению к которым эти поступки
совершаются - Что значит поступать несправедливо? - Мотивы дурных поступков
- порок и невоздержанность. - Поступки произвольные и непроизвольные. -
Мотивы всей человеческой деятельности. - Понятие случайности,
естественности, насильственности, привычности. -Совершаемое по соображению,
под влиянием раздражения, под влиянием желания.
Далее следует сказать о числе и природе тех положений, из которых
должно выводить умозаключения относительно обвинения и защиты. Здесь следует
обратить внимание на три пункта, какова природа и как велико число тех
причин, в силу которых люди поступают несправедливо; под влиянием какого
настроения люди поступают несправедливо; по отношению к каким людям мы
поступаем несправедливо и в каком положении находятся эти люди. Итак,
определим понятие несправедливости и разберем затем каждый из указанных
пунктов по порядку.
Пусть поступать несправедливо значит намеренно вопреки закону причинять
вред другому лицу. Но есть два вида законов - частный и общий. Частным я
называю написанный закон, согласно которому люди живут в государстве, общим
- тот закон, который признается всеми людьми, хотя он и не написан.
Добровольно люди делают то, что они делают сознательно и без принуждения. Не
все то, что люди совершают добровольно, совершается ими намеренно, но все,
что совершается ими намеренно, совершается ими добровольно, потому что
человек никогда не находится в неведении относительно того, что он делает
намеренно. Мотивы же, под влиянием которых мы добровольно причиняем вред и
поступаем несправедливо, - это порок и невоздержанность: когда мы обладаем
одним или несколькими пороками, мы оказываемся несправедливыми именно по
отношению к объекту порока, например, корыстолюбивый по отношению к деньгам,
невоздержанный по отношению к телесным наслаждениям, изнеженный по отношению
ко всему тому, что способствует лени; трус по отношению к опасностям (потому
что трусы под влиянием страха покидают своих товарищей в минуты опасности),
честолюбец по отношению к почестям. Человек вспыльчивый поступает
несправедливо под влиянием гнева; человек, страстно любящий победу,
поступает так ради победы, человек мстительный - под влиянием мести, человек
неразумный - вследствие неведения того, что справедливо и что несправедливо,
человек бесстыдный - вследствие презрения к доброй славе.
|
|