|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 40 |
Кроме того [на преступления решаются те лица], которым выгоды от
преступления представляются очевидными, значительными или близкими, а
наказание за него ничтожным, не верным или далеким. И те преступления, кара
за которые не равна получаемой от них выгоде, всегда находят исполнителя;
такова, например, тирания; то же можно сказать о преступлениях, совершение
которых влечет за собой осязательную выгоду, между тем как наказание за них
заключается только в позоре. И, наоборот, [на преступление отваживаются] и в
том случае, когда совершение его приносит некоторого рода славу, например,
если удается разом отомстить за отца или за мать, как это удалось Зенону, а
наказание за него заключается в денежной пене, изгнании или в чем-нибудь
подобном. Люди поступают несправедливо под влиянием тех и других из
указанных мотивов и в том и другом из указанных настроений, но это - не одни
и те же люди, а лица совершенно противоположных характеров. [Решаются на
преступления] еще и те, кому часто удавалось или скрыть свое преступление,
или остаться безнаказанным, а также те, кто часто терпел неудачу, потому что
в подобных вещах, как и на войне, некоторые способны добиваться победы во
что бы то ни стало. [На преступление решаются] еще и в тех случаях, когда
немедленно вслед за ним наступает удовольствие, а потом, уже позже,
приходится испытывать нечто неприятное, или когда выгода близка, а наказание
отдалено. В подобном положении находятся невоздержанные люди, а
невоздержание может касаться всего, что составляет предмет наших желаний.
[Преступление совершается] также и в тех случаях, когда, напротив, все
неприятное, связанное с преступлением, и наказание за него постигает
человека немедленно, а удовольствие и польза получаются лишь позже, но на
более продолжительное время; к такого рода вещам стремятся люди воздержанные
и более разумные.
[Преступления совершаются также] теми людьми, у которых есть
возможность объяснить свой поступок случайностью, или необходимостью, или
законом природы, или привычкой, - вообще в тех случаях, где есть возможность
доказывать, что совершена ошибка, а не преступление. [Несправедливость
совершается и в том случае], когда можно получить снисхождение. [На
несправедливый поступок решаются] также люди нуждающиеся, причем нужда может
быть двоякого рода: или в вещах необходимых, как у людей бедных, или в вещах
излишних, как у богатых. [На преступление решаются] также люди, имеющие или
очень хорошую, или очень дурную славу, первые в расчете на то, что на них не
падет подозрение, вторые - в той мысли, что от этого слава их не ухудшится.
Вот в каком настроении люди решаются на преступления. А люди и вещи,
против которых направляются преступления, бывают обыкновенно таковы: они
обладают тем, чего у нас нет, - идет ли дело о чем-нибудь необходимом, или о
чем-нибудь, касающемся наслаждения. [Несправедливости совершаются] по
отношению к людям как близким, так и далеким, так как в первом случае скоро
получаешь, а во втором нельзя ожидать скорого мщения, например, в том
случае, если бы были обокрадены карфагеняне.
|
|