Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 40


Кроме того [на преступления решаются те лица], которым выгоды от
преступления представляются очевидными, значительными или близкими, а
наказание за него ничтожным, не верным или далеким. И те преступления, кара
за которые не равна получаемой от них выгоде, всегда находят исполнителя;
такова, например, тирания; то же можно сказать о преступлениях, совершение
которых влечет за собой осязательную выгоду, между тем как наказание за них
заключается только в позоре. И, наоборот, [на преступление отваживаются] и в
том случае, когда совершение его приносит некоторого рода славу, например,
если удается разом отомстить за отца или за мать, как это удалось Зенону, а
наказание за него заключается в денежной пене, изгнании или в чем-нибудь
подобном. Люди поступают несправедливо под влиянием тех и других из
указанных мотивов и в том и другом из указанных настроений, но это - не одни
и те же люди, а лица совершенно противоположных характеров. [Решаются на
преступления] еще и те, кому часто удавалось или скрыть свое преступление,
или остаться безнаказанным, а также те, кто часто терпел неудачу, потому что
в подобных вещах, как и на войне, некоторые способны добиваться победы во
что бы то ни стало. [На преступление решаются] еще и в тех случаях, когда
немедленно вслед за ним наступает удовольствие, а потом, уже позже,
приходится испытывать нечто неприятное, или когда выгода близка, а наказание
отдалено. В подобном положении находятся невоздержанные люди, а
невоздержание может касаться всего, что составляет предмет наших желаний.
[Преступление совершается] также и в тех случаях, когда, напротив, все
неприятное, связанное с преступлением, и наказание за него постигает
человека немедленно, а удовольствие и польза получаются лишь позже, но на
более продолжительное время; к такого рода вещам стремятся люди воздержанные
и более разумные.
[Преступления совершаются также] теми людьми, у которых есть
возможность объяснить свой поступок случайностью, или необходимостью, или
законом природы, или привычкой, - вообще в тех случаях, где есть возможность
доказывать, что совершена ошибка, а не преступление. [Несправедливость
совершается и в том случае], когда можно получить снисхождение. [На
несправедливый поступок решаются] также люди нуждающиеся, причем нужда может
быть двоякого рода: или в вещах необходимых, как у людей бедных, или в вещах
излишних, как у богатых. [На преступление решаются] также люди, имеющие или
очень хорошую, или очень дурную славу, первые в расчете на то, что на них не
падет подозрение, вторые - в той мысли, что от этого слава их не ухудшится.
Вот в каком настроении люди решаются на преступления. А люди и вещи,
против которых направляются преступления, бывают обыкновенно таковы: они
обладают тем, чего у нас нет, - идет ли дело о чем-нибудь необходимом, или о
чем-нибудь, касающемся наслаждения. [Несправедливости совершаются] по
отношению к людям как близким, так и далеким, так как в первом случае скоро
получаешь, а во втором нельзя ожидать скорого мщения, например, в том
случае, если бы были обокрадены карфагеняне.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz