|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 42 |
[Точно так
же поступаем мы и с теми людьми], которых если не мы, так другие обидят, так
как в этом случае кажется невозможным колебание; так, по преданию, поступил
Энесидем, который послал Гелону, поработившему какой-то город, коттабий,
поздравляя его, что он предупредил его именно в том, что сам он, Энесидем,
намерен был сделать. [Обида часто причиняется в тех случаях], когда это дает
возможность сделать много хорошего обиженным, потому что в этих случаях
искупление представляется делом легким, как говорил фессалиец Язон, что
должно иногда поступать несправедливо, чтобы иметь возможность совершать
много справедливых дел.
[Человек легко позволяет себе те несправедливые поступки], совершать
которые вошло в привычку у всех, или у многих, потому что в этих случаях
есть надежда получить прощение. [Мы легко решаемся на похищение тех
предметов], которые легко скрыть, а также тех, которые легко истрачиваются,
таковы, например, съестные припасы; [сюда же относятся предметы], которым
легко придать другой вид, изменив их форму, цвет или состав, или предметы,
которые во многих местах можно удобно спрятать; таковы вещи, которые можно
или легко передвигать с места на место, или укрывать в маленьких
пространствах, а также вещи, подобные которым в большом числе находились у
похитителя. [Человек часто наносит другим такого рода оскорбления], о
которых потерпевшие лица стыдятся говорить, таково, например, бесчестье,
наносимое нашим женам, или нам самим, или нашим сыновьям. [Часто также мы
совершаем проступки], преследование которых путем суда могло бы показаться
простой страстью к сутяжничеству со стороны лица, начинающего процесс. Сюда
относятся проступки маловажные и легко извиняемые.
ГЛАВА XIII
Двоякий способ определения справедливости и несправедливости. - Закон
частный и закон общий. - Две категории несправедливых поступков. - Два рода
неписанных законов. - Понятие правды. Вот приблизительно все соображения,
которые можно представить относительно настроения тех людей, которые
поступают несправедливо, относительно тех лиц и вещей [против которых
направляются несправедливости] и относительно причин, [по которым они
совершаются]. Прежде всего разберем всякого рода поступки, согласные и
несогласные со справедливостью.
Понятие справедливости и несправедливости определяется двояким образом:
согласно двум категориям законов и согласно людям, которых они касаются. Я
утверждаю, что существует закон частный и закон общий; частным я называю тот
закон, который установлен каждым народом для самого себя; этот закон бывает
и писанный, и неписанный. Общим законом я называю закон естественный. Есть
нечто справедливое и несправедливое по природе, общее для всех, признаваемое
таковым всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и никакого
соглашения относительно этого. Такого рода справедливое имеет, по-видимому,
в виду Антигона, утверждая, что вполне согласно со справедливостью
похоронить, вопреки запрещению, труп Полиника, так как это относится к
области естественной справедливости, которая возникла.
|
|