Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 42

[Точно так
же поступаем мы и с теми людьми], которых если не мы, так другие обидят, так
как в этом случае кажется невозможным колебание; так, по преданию, поступил
Энесидем, который послал Гелону, поработившему какой-то город, коттабий,
поздравляя его, что он предупредил его именно в том, что сам он, Энесидем,
намерен был сделать. [Обида часто причиняется в тех случаях], когда это дает
возможность сделать много хорошего обиженным, потому что в этих случаях
искупление представляется делом легким, как говорил фессалиец Язон, что
должно иногда поступать несправедливо, чтобы иметь возможность совершать
много справедливых дел.
[Человек легко позволяет себе те несправедливые поступки], совершать
которые вошло в привычку у всех, или у многих, потому что в этих случаях
есть надежда получить прощение. [Мы легко решаемся на похищение тех
предметов], которые легко скрыть, а также тех, которые легко истрачиваются,
таковы, например, съестные припасы; [сюда же относятся предметы], которым
легко придать другой вид, изменив их форму, цвет или состав, или предметы,
которые во многих местах можно удобно спрятать; таковы вещи, которые можно
или легко передвигать с места на место, или укрывать в маленьких
пространствах, а также вещи, подобные которым в большом числе находились у
похитителя. [Человек часто наносит другим такого рода оскорбления], о
которых потерпевшие лица стыдятся говорить, таково, например, бесчестье,
наносимое нашим женам, или нам самим, или нашим сыновьям. [Часто также мы
совершаем проступки], преследование которых путем суда могло бы показаться
простой страстью к сутяжничеству со стороны лица, начинающего процесс. Сюда
относятся проступки маловажные и легко извиняемые.

ГЛАВА XIII

Двоякий способ определения справедливости и несправедливости. - Закон
частный и закон общий. - Две категории несправедливых поступков. - Два рода
неписанных законов. - Понятие правды. Вот приблизительно все соображения,
которые можно представить относительно настроения тех людей, которые
поступают несправедливо, относительно тех лиц и вещей [против которых
направляются несправедливости] и относительно причин, [по которым они
совершаются]. Прежде всего разберем всякого рода поступки, согласные и
несогласные со справедливостью.
Понятие справедливости и несправедливости определяется двояким образом:
согласно двум категориям законов и согласно людям, которых они касаются. Я
утверждаю, что существует закон частный и закон общий; частным я называю тот
закон, который установлен каждым народом для самого себя; этот закон бывает
и писанный, и неписанный. Общим законом я называю закон естественный. Есть
нечто справедливое и несправедливое по природе, общее для всех, признаваемое
таковым всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и никакого
соглашения относительно этого. Такого рода справедливое имеет, по-видимому,
в виду Антигона, утверждая, что вполне согласно со справедливостью
похоронить, вопреки запрещению, труп Полиника, так как это относится к
области естественной справедливости, которая возникла.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz