|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 84 |
Из сказанного ясно, сколько есть видов изречений и для чего каждый из
них пригоден; когда дело касается вещей спорных и парадоксальных, нельзя
[употреблять] изречение без эпилога, но следует, или поместив эпилог
впереди, пользоваться изречением, как заключением, например, таким образом:
что касается меня, то так как не следует ни быть предметом зависти, ни
предаваться лени, - я полагаю, что не следует быть воспитанным, - или же
следует, сказав последнее сначала, поместить в конце сказанное впереди. А
когда дело касается вещей не парадоксальных, но неясных, то [следует
пользоваться изречением], присоединив к нему самое сжатое объяснение
причины. В подобных случаях пригодны также лаконичные изречения и изречения
имеющие вид загадки, как например, если кто-нибудь скажет то, что сказал
Стисихор локрийцам, что им не следует быть высокомерными, чтобы кузнечики не
пели с земли. По возрасту пользоваться изречениями прилично людям зрелым, и
относительно того, в чем человек опытен: употреблять изречения, а также
рассказывать мифы неприлично человеку, не достигшему такого возраста,
употребление же изречений по поводу того, в чем человек неопытен, есть
признак неразумия и невоспитанности. Это достаточно доказывается тем, что
сельские жители особенно изобретательны по части нравоучительных изречений и
легко употребляют их. Говорить вообще, когда дело не в общем, подобает
преимущественно при жалобах и преувеличениях; при этом [общее выражение
следует употреблять] или в начале, или после доказательства. Следует
пользоваться и распространенными и общеупотребительными изречениями, если
они пригодны: именно потому, что они общеупотребительны, они кажутся
справедливыми, ибо как бы признаны всеми за таковые, например: [полководец],
побуждающий [своих воинов] идти навстречу опасности, не принеся
предварительно жертв, [может им сказать]:
Знаменье лучшее всех: за отечество храбро сражаться!
а [побуждающий их идти], хотя они слабее [противников], [может
сказать]:
Общий у смертных Арей...
И [полководец, приказывающий] умерщвлять детей врагов, хотя они ни в
чем неповинны, [может сказать]:
Неразумен тот, кто, умертвив отца, оставит в живых детей.
Кроме того, некоторые из пословиц являются в то же время изречениями,
например, пословица, "Аттический сосед". Следует употреблять также
изречения, противоречащие ходячим изречениям, (я называю, например, ходячим
изречение "познай самого себя" и "ничего слишком") в тех случаях, когда
[приводимое] изречение или может показаться лучшим со стороны нравственного
смысла, или произносится под влиянием страсти. Изречение имеет своим
источником страсть, например, в том случае, если кто, под влиянием гнева,
назовет ложью изречение, что должно познать самого себя, ибо если бы
такой-то человек знал самого себя, он никогда не счел бы себя способным быть
полководцем.
|
|