Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 84


Из сказанного ясно, сколько есть видов изречений и для чего каждый из
них пригоден; когда дело касается вещей спорных и парадоксальных, нельзя
[употреблять] изречение без эпилога, но следует, или поместив эпилог
впереди, пользоваться изречением, как заключением, например, таким образом:
что касается меня, то так как не следует ни быть предметом зависти, ни
предаваться лени, - я полагаю, что не следует быть воспитанным, - или же
следует, сказав последнее сначала, поместить в конце сказанное впереди. А
когда дело касается вещей не парадоксальных, но неясных, то [следует
пользоваться изречением], присоединив к нему самое сжатое объяснение
причины. В подобных случаях пригодны также лаконичные изречения и изречения
имеющие вид загадки, как например, если кто-нибудь скажет то, что сказал
Стисихор локрийцам, что им не следует быть высокомерными, чтобы кузнечики не
пели с земли. По возрасту пользоваться изречениями прилично людям зрелым, и
относительно того, в чем человек опытен: употреблять изречения, а также
рассказывать мифы неприлично человеку, не достигшему такого возраста,
употребление же изречений по поводу того, в чем человек неопытен, есть
признак неразумия и невоспитанности. Это достаточно доказывается тем, что
сельские жители особенно изобретательны по части нравоучительных изречений и
легко употребляют их. Говорить вообще, когда дело не в общем, подобает
преимущественно при жалобах и преувеличениях; при этом [общее выражение
следует употреблять] или в начале, или после доказательства. Следует
пользоваться и распространенными и общеупотребительными изречениями, если
они пригодны: именно потому, что они общеупотребительны, они кажутся
справедливыми, ибо как бы признаны всеми за таковые, например: [полководец],
побуждающий [своих воинов] идти навстречу опасности, не принеся
предварительно жертв, [может им сказать]:
Знаменье лучшее всех: за отечество храбро сражаться!
а [побуждающий их идти], хотя они слабее [противников], [может
сказать]:
Общий у смертных Арей...
И [полководец, приказывающий] умерщвлять детей врагов, хотя они ни в
чем неповинны, [может сказать]:
Неразумен тот, кто, умертвив отца, оставит в живых детей.
Кроме того, некоторые из пословиц являются в то же время изречениями,
например, пословица, "Аттический сосед". Следует употреблять также
изречения, противоречащие ходячим изречениям, (я называю, например, ходячим
изречение "познай самого себя" и "ничего слишком") в тех случаях, когда
[приводимое] изречение или может показаться лучшим со стороны нравственного
смысла, или произносится под влиянием страсти. Изречение имеет своим
источником страсть, например, в том случае, если кто, под влиянием гнева,
назовет ложью изречение, что должно познать самого себя, ибо если бы
такой-то человек знал самого себя, он никогда не счел бы себя способным быть
полководцем.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz