|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 86 |
е. люди
образованные] говорят об общих вопросах с общей точки зрения, а другие [т.
е. люди необразованные говорят] на основании того, что знают и о вещах,
близких [толпе]. Таким образом, нужно говорить не на основании всего, что
покажется пригодным, но на основании определенной категории вещей, например,
[тех, которые кажутся истинными] судьям или тем, с мнениями которых судьи
соглашаются, и это потому, что такие вещи и кажутся очевидными всем или
большинству; при этом следует составлять энтимему не только из необходимого,
но и из того, что бывает по большей части.
Прежде всего нужно признать, по поводу чего следует говорить и строить
силлогизмы или политические, или какие-либо иные, относительно этого
необходимо иметь в своем распоряжении и соответствующие данные, или все, или
некоторые, ибо, раз ничего не имеешь в распоряжении, не из чего и строить
силлогизм. Я разумею здесь, например, [такой случай]: каким образом могли бы
мы советовать афинянам, следует им продолжать войну или нет, если бы мы не
знали, каковы их силы, в чем они заключаются - в морском или сухопутном
войске, или в том и другом вместе, и как велики их силы, каковы их доходы,
кто их друзья и враги, какие войны они вели раньше и как вели и другие
подобные же вопросы. Или [как могли бы мы их] хвалить, если бы не имели у
[себя в памяти] морского сражения при Саламине, или сражения при Марафоне,
или того, что сделано было для Ираклидов, или чего-нибудь другого подобного
же, потому что все произносят похвалу на основании прекрасных деяний или
кажущихся таковыми. Точно так же и хулят на основании фактов
противоположного характера, рассматривая, что подобное есть за ними [то есть
за Афинянами] или кажется, что есть, например, [указывая на то], что они
поработили греков или обратили в рабство эгинетов и потидейцев, сподвижников
и союзников своих в борьбе против варваров и т. д., вообще на все их
прегрешения этого рода. Точно таким же образом и люди, обвиняющие и
защищающие, обвиняют и защищают, основываясь на имеющихся в наличности
фактах. И так нужно поступать безразлично и по отношению к афинянам, и к
лакедемонянам, и к человеку, и к богу: подавая Ахиллу совет, и хваля или
хуля его, и обвиняя или защищая его - во всех этих случаях нужно брать факты
действительные или кажущиеся таковыми, для того чтобы на основании их
говорить в смысле хвалы или порицания, если есть что-нибудь прекрасное или
постыдное, в смысле обвинения или оправдания, если есть что-нибудь
справедливое или несправедливое, и в смысле совета, если есть что-нибудь
полезное или вредное. Подобно этому [следует рассуждать] и о всяком другом
вопросе, например, о справедливости, есть ли она благо или нет - следует
говорить на основании того, что заключается в понятии справедливости и
блага. И так как все, по-видимому, таким образом строят доказательства -
составляют ли они силлогизмы более строгие или менее строгие, (ибо они
заимствуют свои доказательства не отовсюду, но из того, что есть в
наличности относительно каждого вопроса) и так как ясно, что доказывать
иначе с помощью речи невозможно - в виду всего этого, очевидно, необходимо,
как [мы сказали это] в "Топике", прежде всего иметь наготове относительно
каждого вопроса избранные доказательства, касающиеся того, что есть и что
наиболее существенно.
|
|