Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 86

е. люди
образованные] говорят об общих вопросах с общей точки зрения, а другие [т.
е. люди необразованные говорят] на основании того, что знают и о вещах,
близких [толпе]. Таким образом, нужно говорить не на основании всего, что
покажется пригодным, но на основании определенной категории вещей, например,
[тех, которые кажутся истинными] судьям или тем, с мнениями которых судьи
соглашаются, и это потому, что такие вещи и кажутся очевидными всем или
большинству; при этом следует составлять энтимему не только из необходимого,
но и из того, что бывает по большей части.
Прежде всего нужно признать, по поводу чего следует говорить и строить
силлогизмы или политические, или какие-либо иные, относительно этого
необходимо иметь в своем распоряжении и соответствующие данные, или все, или
некоторые, ибо, раз ничего не имеешь в распоряжении, не из чего и строить
силлогизм. Я разумею здесь, например, [такой случай]: каким образом могли бы
мы советовать афинянам, следует им продолжать войну или нет, если бы мы не
знали, каковы их силы, в чем они заключаются - в морском или сухопутном
войске, или в том и другом вместе, и как велики их силы, каковы их доходы,
кто их друзья и враги, какие войны они вели раньше и как вели и другие
подобные же вопросы. Или [как могли бы мы их] хвалить, если бы не имели у
[себя в памяти] морского сражения при Саламине, или сражения при Марафоне,
или того, что сделано было для Ираклидов, или чего-нибудь другого подобного
же, потому что все произносят похвалу на основании прекрасных деяний или
кажущихся таковыми. Точно так же и хулят на основании фактов
противоположного характера, рассматривая, что подобное есть за ними [то есть
за Афинянами] или кажется, что есть, например, [указывая на то], что они
поработили греков или обратили в рабство эгинетов и потидейцев, сподвижников
и союзников своих в борьбе против варваров и т. д., вообще на все их
прегрешения этого рода. Точно таким же образом и люди, обвиняющие и
защищающие, обвиняют и защищают, основываясь на имеющихся в наличности
фактах. И так нужно поступать безразлично и по отношению к афинянам, и к
лакедемонянам, и к человеку, и к богу: подавая Ахиллу совет, и хваля или
хуля его, и обвиняя или защищая его - во всех этих случаях нужно брать факты
действительные или кажущиеся таковыми, для того чтобы на основании их
говорить в смысле хвалы или порицания, если есть что-нибудь прекрасное или
постыдное, в смысле обвинения или оправдания, если есть что-нибудь
справедливое или несправедливое, и в смысле совета, если есть что-нибудь
полезное или вредное. Подобно этому [следует рассуждать] и о всяком другом
вопросе, например, о справедливости, есть ли она благо или нет - следует
говорить на основании того, что заключается в понятии справедливости и
блага. И так как все, по-видимому, таким образом строят доказательства -
составляют ли они силлогизмы более строгие или менее строгие, (ибо они
заимствуют свои доказательства не отовсюду, но из того, что есть в
наличности относительно каждого вопроса) и так как ясно, что доказывать
иначе с помощью речи невозможно - в виду всего этого, очевидно, необходимо,
как [мы сказали это] в "Топике", прежде всего иметь наготове относительно
каждого вопроса избранные доказательства, касающиеся того, что есть и что
наиболее существенно.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz