Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 103

О том, что такое
каждый из этих [терминов], сколько есть видов метафоры, а равно и о том, что
последняя имеет очень важное значение и в поэзии, и в прозе, - обо всем этом
было говорено, как мы уже заметили, в сочинении, касающемся пиитики; в
прозаической речи на это следует обращать тем больше внимания, чем меньше
вспомогательных средств, которыми пользуется прозаическая речь, по сравнению
с метрической. Метафора в высокой степени обладает ясностью, приятностью и
прелестью новизны и нельзя заимствовать ее от другого лица. Нужно
употреблять в речи подходящие эпитеты и метафоры, а этого можно достигнуть с
помощью аналогии; в противном случай [метафора и эпитет] покажутся
неподходящими, вследствие того, что противоположность двух понятий наиболее
ясна в том случае, когда эти понятия стоят рядом. Нужно рассудить, что так
же [подходит] для старика, как пурпуровый плащ для юноши, потому что тому и
другому приличествует не одно и то же. И если желаешь представить что-нибудь
в прекрасном свете, следует заимствовать метафору от предмета лучшего в этом
самом роде вещей; если же [хочешь] выставить что-нибудь в дурном свете, то
[следует заимствовать ее] от худших вещей, например, так как [приводимые
понятия] являются противоположностями в одном и том же роде вещей, о
просящем милостыню сказать, что он просто обращается с просьбой, а об
обращающемся с просьбой сказать, что он просит милостыню, на том основании,
что оба [выражения обозначают] просьбу, и значит сделать сказанное нами. Так
и Ификрат называл Каллия нищенствующим жрецом Кивелы, а не факелоносцем. На
это Каллий говорил, что он (Ификрат) - человек непосвященный, ибо в
противном случае он называл бы его не нищенствующим жрецом Кивелы, а
факелоносцем. И та, и другая должность имеет отношение к богине, но одна из
них почетна, а другая нет. Точно так же [лица посторонние] называют
[окружающих Дионисия] Дионисиевыми льстецами, а сами они называют себя
художниками. И то, и другое название -метафора, но первое [исходит от лиц],
придающих этому грязное значение, а другое [от лиц, подразумевающих]
противоположное. Точно так же и грабители называют себя теперь пористами
(сборщиками чрезвычайных податей). С таким же основанием можно сказать про
человека, поступившего несправедливо, что он ошибся, а про человека впавшего
в ошибку, что он поступил несправедливо, и про человека, совершившего кражу,
что он взял, а также, что он ограбил. Выражение, подобное тому, какое
употребляет Тилеф у Еврипида, говоря:
Владычествуя над рукояткой меча и прибыв в Мизию, [такое выражение]
неподходяще, потому что выражение "владычествовать" есть более возвышенное,
чем следует, выражение, и [искусственность] не [достаточно] замаскирована.
Ошибка может заключаться и в самих слогах, когда они не заключают в себе
признаков приятного звука; так, например, Дионисий, прозванный Медным,
называет в своих элегиях поэзию криком Каллиопы, на том основании, что и то,
и другое звуки.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz