|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 103 |
О том, что такое
каждый из этих [терминов], сколько есть видов метафоры, а равно и о том, что
последняя имеет очень важное значение и в поэзии, и в прозе, - обо всем этом
было говорено, как мы уже заметили, в сочинении, касающемся пиитики; в
прозаической речи на это следует обращать тем больше внимания, чем меньше
вспомогательных средств, которыми пользуется прозаическая речь, по сравнению
с метрической. Метафора в высокой степени обладает ясностью, приятностью и
прелестью новизны и нельзя заимствовать ее от другого лица. Нужно
употреблять в речи подходящие эпитеты и метафоры, а этого можно достигнуть с
помощью аналогии; в противном случай [метафора и эпитет] покажутся
неподходящими, вследствие того, что противоположность двух понятий наиболее
ясна в том случае, когда эти понятия стоят рядом. Нужно рассудить, что так
же [подходит] для старика, как пурпуровый плащ для юноши, потому что тому и
другому приличествует не одно и то же. И если желаешь представить что-нибудь
в прекрасном свете, следует заимствовать метафору от предмета лучшего в этом
самом роде вещей; если же [хочешь] выставить что-нибудь в дурном свете, то
[следует заимствовать ее] от худших вещей, например, так как [приводимые
понятия] являются противоположностями в одном и том же роде вещей, о
просящем милостыню сказать, что он просто обращается с просьбой, а об
обращающемся с просьбой сказать, что он просит милостыню, на том основании,
что оба [выражения обозначают] просьбу, и значит сделать сказанное нами. Так
и Ификрат называл Каллия нищенствующим жрецом Кивелы, а не факелоносцем. На
это Каллий говорил, что он (Ификрат) - человек непосвященный, ибо в
противном случае он называл бы его не нищенствующим жрецом Кивелы, а
факелоносцем. И та, и другая должность имеет отношение к богине, но одна из
них почетна, а другая нет. Точно так же [лица посторонние] называют
[окружающих Дионисия] Дионисиевыми льстецами, а сами они называют себя
художниками. И то, и другое название -метафора, но первое [исходит от лиц],
придающих этому грязное значение, а другое [от лиц, подразумевающих]
противоположное. Точно так же и грабители называют себя теперь пористами
(сборщиками чрезвычайных податей). С таким же основанием можно сказать про
человека, поступившего несправедливо, что он ошибся, а про человека впавшего
в ошибку, что он поступил несправедливо, и про человека, совершившего кражу,
что он взял, а также, что он ограбил. Выражение, подобное тому, какое
употребляет Тилеф у Еврипида, говоря:
Владычествуя над рукояткой меча и прибыв в Мизию, [такое выражение]
неподходяще, потому что выражение "владычествовать" есть более возвышенное,
чем следует, выражение, и [искусственность] не [достаточно] замаскирована.
Ошибка может заключаться и в самих слогах, когда они не заключают в себе
признаков приятного звука; так, например, Дионисий, прозванный Медным,
называет в своих элегиях поэзию криком Каллиопы, на том основании, что и то,
и другое звуки.
|
|