Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 127

В настоящее время смешно
утверждают, будто рассказ должен быть быстр. Как некто на вопрос булочника,
какой замесить хлеб, крутой или мягкий, ответил: как, [а разве] невозможно
[замесить] хороший хлеб? Точно также и здесь: не следует пространно
рассказывать, так же как не следует делать пространные предисловия и
приводить [пространные] доказательства. В этом случае "хорошо" заключается
не в быстроте или сжатости, а в надлежащей мере; последнее же состоит в том,
чтобы сказать все то, что уясняет дело, или что надобно для того, чтобы
показать, что [то-то] было, или что [тот-то] причинил вред, или поступил
несправедливо, или что [данный случай] имеет ту важность, какую ты хочешь
[ему придать]. А для противника [пригодно все] противоположное. К рассказу
присоединять [следует] все то, что возвеличивает твою собственную
добродетель, например: "я всегда внушал ему справедливое, убеждая его не
покидать своих детей", или [усиливает] негодность противника, например: "он
мне отвечал, что везде, где он будет, у него будут другие дети", что, по
словам Геродота, отвечали возмутившиеся египтяне. Или [следует присоединять
к рассказу] все то, что приятно для судей. При защите рассказ [должен быть]
короче, так как оспаривается [при этом], что [то или другое] произошло, или
что оно вредно, или что несправедливо, или что имело столь важное значение,
так что о фактах установленных говорить не следует, если только они не ведут
каким-нибудь образом [к фактам неустановленным], например, если [доказано,
что данный поступок] совершен, но [не доказано, что он] не заключает в себе
ничего несправедливого. Кроме того, следует говорить о таких совершившихся
фактах, которые, не совершаясь [на глазах слушателей], возбуждают или
сожаление, или ужас. Пример этого [мы находим] в "Апологе [у] Алкиноя",
рассказанном Пенелопе в 60 стихах, в киклической поэме Фаилла и в прологе к
"Энею". Рассказ должен отражать характер, а это будет в том случае, если мы
будем знать, в чем заключается характер. Во-первых, в обнаружении намерения,
ибо каков характер, это [определяется] тем, каково намерение, а каково
намерение, это [зависит] от того, какова цель [его]. Поэтому-то
математические речи совсем не отражают характера, так как не [отражают]
намерения, в них нет ради чего, а в Сократовских речах [оно есть], потому
что они касаются именно таких вопросов. Все, что есть следствие какого бы то
ни было характера, отражает характер, например, слова: "говоря, он шел
вперед", так как это указывает на порывистый и грубый характер. И [нужно]
говорить не по расчету, как [поступают] теперешние люди, а согласно
намерению [принципу], [например]: я этого хотел, потому что считаю это
лучшим, и это лучше, даже если я здесь не получу никакой пользы. Первое
[расчет] свойственно человеку благоразумному, второе [принцип] - человеку
хорошему: благоразумному в его погоне за полезным, хорошему - за прекрасным.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz