Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 68

Ведь, очевидно,
человек, чтобы почувствовать сострадание, должен считать возможным, что сам
он, или кто-нибудь из его близких может потерпеть какое-нибудь бедствие, и
притом такое, какое указано в [данном нами] определении, или подобное ему,
или близкое к нему. Потому-то люди совершенно погибшие не испытывают
сострадания: они полагают, что больше ничего не могут потерпеть, ибо [все
уже] претерпели; также и те люди, которые считают себя вполне счастливыми,
не [испытывают сострадания], но держат себя надменно: если они считают себя
обладающими всеми благами, то, очевидно, и благом не терпеть никакого зла,
ибо и это принадлежит к числу благ. К числу же тех, которые считают для себя
возможным потерпеть, принадлежат люди уже пострадавшие и избежавшие гибели,
и люди более зрелые, и вследствие размышления, и вследствие опыта, люди
слабые и еще более, люди очень трусливые, также люди образованные, ибо
[такие люди] правильно рассуждают. И те, у кого есть родители, или дети, или
жены, ибо все они нам близки и способны потерпеть указанные [несчастья]. И
люди, не находящиеся под влиянием мужественной страсти, например, гнева или
смелости, ибо здесь не рассуждают о будущем, и не находящиеся в высокомерном
настроении, ибо такие люди не размышляют о том, что могут потерпеть, но [по
своему настроению] занимающие середину между теми и другими [Сюда относятся]
также люди, вполне находящиеся под влиянием страха, ибо люди перепуганные не
испытывают сострадания, будучи поглощены своим собственным состоянием. И
[испытывают сострадание] только те люди, которые некоторых людей считают
хорошими, ибо тот, кто никого не считает таким, будет считать всех
заслуживающими несчастье Вообще [мы испытываем сострадание], когда
обстоятельства складываются так, что мы вспоминаем о подобном несчастье,
постигшем нас или близких нам людей, или думаем, что оно случится с нами или
с близкими нам.
Итак, мы сказали, в каком состоянии люди испытывают сострадание Что же
касается вещей, возбуждающих наше сострадание, то они ясны из определения
все горестное и мучительное, способное повлечь за собой гибель, возбуждает
сострадание, точно так же, как все, что может отнять жизнь; [сюда же
относятся] и все великие бедствия, причиняемые случайностью К числу вещей
мучительных и влекущих за собой гибель относятся различные роды смерти,
раны, побои, старость, болезни и недостаток в пище, а к числу вещей,
причиняемых случайностью - неимение друзей или малое количество их,
возбуждает сострадание так же насильственная разлука с друзьями и с
близкими, позор, слабость, увечье, беда, явившаяся именно с той стороны,
откуда можно было ожидать чего-нибудь хорошего, частое повторение одного и
того же подобного, и благо, приходящее уже тогда, когда человек испытал
горе, как, например, были присланы от персидского царя Диопифу дары, когда
он уже был мертв; наконец, [возбуждает сострадание] такое положение, когда
или совсем не случилось ничего хорошего, или оно случилось, но им нельзя
было воспользоваться.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz