|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 68 |
Ведь, очевидно,
человек, чтобы почувствовать сострадание, должен считать возможным, что сам
он, или кто-нибудь из его близких может потерпеть какое-нибудь бедствие, и
притом такое, какое указано в [данном нами] определении, или подобное ему,
или близкое к нему. Потому-то люди совершенно погибшие не испытывают
сострадания: они полагают, что больше ничего не могут потерпеть, ибо [все
уже] претерпели; также и те люди, которые считают себя вполне счастливыми,
не [испытывают сострадания], но держат себя надменно: если они считают себя
обладающими всеми благами, то, очевидно, и благом не терпеть никакого зла,
ибо и это принадлежит к числу благ. К числу же тех, которые считают для себя
возможным потерпеть, принадлежат люди уже пострадавшие и избежавшие гибели,
и люди более зрелые, и вследствие размышления, и вследствие опыта, люди
слабые и еще более, люди очень трусливые, также люди образованные, ибо
[такие люди] правильно рассуждают. И те, у кого есть родители, или дети, или
жены, ибо все они нам близки и способны потерпеть указанные [несчастья]. И
люди, не находящиеся под влиянием мужественной страсти, например, гнева или
смелости, ибо здесь не рассуждают о будущем, и не находящиеся в высокомерном
настроении, ибо такие люди не размышляют о том, что могут потерпеть, но [по
своему настроению] занимающие середину между теми и другими [Сюда относятся]
также люди, вполне находящиеся под влиянием страха, ибо люди перепуганные не
испытывают сострадания, будучи поглощены своим собственным состоянием. И
[испытывают сострадание] только те люди, которые некоторых людей считают
хорошими, ибо тот, кто никого не считает таким, будет считать всех
заслуживающими несчастье Вообще [мы испытываем сострадание], когда
обстоятельства складываются так, что мы вспоминаем о подобном несчастье,
постигшем нас или близких нам людей, или думаем, что оно случится с нами или
с близкими нам.
Итак, мы сказали, в каком состоянии люди испытывают сострадание Что же
касается вещей, возбуждающих наше сострадание, то они ясны из определения
все горестное и мучительное, способное повлечь за собой гибель, возбуждает
сострадание, точно так же, как все, что может отнять жизнь; [сюда же
относятся] и все великие бедствия, причиняемые случайностью К числу вещей
мучительных и влекущих за собой гибель относятся различные роды смерти,
раны, побои, старость, болезни и недостаток в пище, а к числу вещей,
причиняемых случайностью - неимение друзей или малое количество их,
возбуждает сострадание так же насильственная разлука с друзьями и с
близкими, позор, слабость, увечье, беда, явившаяся именно с той стороны,
откуда можно было ожидать чего-нибудь хорошего, частое повторение одного и
того же подобного, и благо, приходящее уже тогда, когда человек испытал
горе, как, например, были присланы от персидского царя Диопифу дары, когда
он уже был мертв; наконец, [возбуждает сострадание] такое положение, когда
или совсем не случилось ничего хорошего, или оно случилось, но им нельзя
было воспользоваться.
|
|