Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 76

Они малодушны,
потому что жизнь смирила их: они не жаждут ничего великого и
необыкновенного, но лишь того, что полезно для существования. Они не щедры,
потому что имущество - одна из необходимых вещей, а вместе с тем они знают
по опыту, как трудно приобрести и как легко потерять. Они трусливы и
способны всего заранее опасаться; они настроены противоположно юношам: они
охлаждены годами, а юноши пылки; таким образом старость пролагает дорогу
трусости, ибо страх есть охлаждение. Они привязаны к жизни, особенно в
последний день, потому что желание касается того, чего нет, и в чем люди
нуждаются, того они особенно желают. Они эгоисты более, чем следует, потому
что и это есть некоторого рода малодушие. Они более чем следует живут для
полезного, а не для прекрасного, потому что они эгоисты, ибо полезное есть
благо для самого [человека], а прекрасное есть безотносительное благо. И они
более бесстыдны, чем стыдливы, потому что, неодинаково заботясь о прекрасном
и полезном, они пренебрегают тем, из чего слагается репутация. Они не
поддаются надеждам вследствие своей опытности, ибо большая часть житейского
- ничтожна, и по большей части оканчивается дурно; [они таковы] еще
вследствие своей трусости. И они более живут воспоминанием, чем надеждой,
потому что для них остающаяся часть жизни коротка, а прошедшая - длинна, а
надежда относится к будущему, воспоминание же к прошедшему. В этом же
причина их болтливости: они постоянно говорят о прошедшем, потому что
испытывают наслаждение, предаваясь воспоминаниям. И гнев их пылок, но
бессилен, а из страстей одни у них исчезли, другие утратили свою силу, так
что они не склонны желать и не склонны действовать сообразно своим желаниям,
но сообразно выгоде. Поэтому люди в таком возрасте кажутся умеренными, ибо
страсти их ослабели и подчиняются выгоде. И они в своей жизни более
руководятся расчетом, чем сердцем, потому что расчет имеет в виду полезное,
а сердце -добродетель. Они поступают несправедливо вследствие злобы, а не
вследствие высокомерия. И старики доступны состраданию, но не по той самой
причине, по какой [ему доступны] юноши: эти последние - вследствие
человеколюбия, а первые - по своему бессилию, потому что на все бедствия они
смотрят, как на близкие к ним, а это, как мы сказали, делает человека
доступным состраданию. Поэтому они ворчливы, не бойки и не смешливы, потому
что ворчливое противоположно смешливому. Таковы нравы юношей и стариков, и
так как все хорошо относятся к речам, соответствующим их характеру, и к
людям себе подобным, то отсюда очевидно, как должно поступать в речи, чтобы
и сами [ораторы] и их речи показались таковыми.

ГЛАВА XIV Черты характера, свойственные зрелому возрасту.

Что касается людей зрелого возраста, то очевидно, что они по своему
характеру будут между указанными возрастами, не обладая крайностями ни того,
ни другого, не выказывая ни чрезмерной смелости, потому что подобное
качество есть дерзость, ни излишнего страха, но как следует относясь к тому
и другому, не выказывая всем ни доверия, ни недоверия, но рассуждая более
соответственно истине, не живя исключительно ни для прекрасного, ни для
полезного, но для того и другого вместе, не склоняясь ни на сторону
скупости, ни на сторону расточительности, но держась надлежащей меры.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz