|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 30 |
Вместе с тем здесь можно построить
паралогизм из причины: в самом деле, если человек кидается в опасность там,
где в этом нет необходимости, то, по всей вероятности, он с гораздо большей
готовностью сделает это там, где этого требует долг. И если человек щедр ко
всем встречным, он будет таковым и по отношению к своим друзьям, потому что
благодетельствовать всем и означает крайнюю степень добродетели. При этом
нужно обращать внимание и на то, среди кого произносится похвала, потому
что, по выражению Сократа, не трудно восхвалять афинян среди афинян же.
Следует усвоить [восхваляемому лицу] то свойство, которое ценится у данного
класса людей, например, у скифов, или у лаконцев, или у философов. Вообще
понятие почетного следует возводить к понятию прекрасного, потому что эти
понятия кажутся близкими одно другому. [Следует хвалить] и то, что является
соответствующим и приличным, например, то, что достойно славы предков и
деяний, ранее нами совершенных, потому что прибавить себе славы -счастье и
прекрасно. Прекрасно и то, что случается несогласно с нашими ожиданиями в
лучшем и более прекрасном смысле, например, если кто-нибудь в счастье был
умерен, а в несчастье стал великодушен, или если кто-нибудь, по мере своего
возвышения, становится все лучше и доступнее. В таком роде и слова Ификрата:
"Из чего и к чему я пришел?", а также слова победителя на Олимпийских играх:
"Некогда я, с изогнутым коромыслом на плечах".. Отсюда и стих Симонида:
"Будучи дочерью, женой и сестрой тиранов"? Так как человеку воздается
похвала за его дела и так как нравственно хорошему человеку свойственно
действовать согласно заранее принятому намерению, то должно стараться
показать, что человек [которого мы хвалим] действует согласно заранее
принятому намерению. Хорошо также казаться человеком, часто действовавшим
так; поэтому случайности и нечаянности следует считать за нечто, входившее в
наше намерение, и если можно привести много подобных случаев, они покажутся
признаком добродетели и намеренных поступков. Похвала есть способ изъяснять
величие добродетели какого-нибудь человека; следовательно, нужно показать,
что деяния этого человека носят характер добродетели. Енкомий же относится к
самим делам (другие же обстоятельства внешнего характера, например,
благородство происхождения и воспитание служат поводом, так как естественно,
что от хороших предков происходят хорошие потомки, и что человек воспитанный
именно так, будет именно таким). Потому то мы и прославляем в енкомиях
людей, совершивших что-нибудь, деяния же служат признаком известного
нравственного характера; ведь мы могли бы хвалить и человека, который не
совершил таких деяний, если бы были уверены, что он способен их совершить.
То, что называется макарюмос; (прославление счастья) и Јu6ai|jovio|j6q
(прославление блаженства) тождественны между собой, но не тождественны с
похвалой и енкомием: как понятие счастья заключает в себе понятие
добродетели, так и Макарюмбд и Јu6ai|jovio|j6q должен обнимать собой похвалу
или енкомий.
|
|