Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 30

Вместе с тем здесь можно построить
паралогизм из причины: в самом деле, если человек кидается в опасность там,
где в этом нет необходимости, то, по всей вероятности, он с гораздо большей
готовностью сделает это там, где этого требует долг. И если человек щедр ко
всем встречным, он будет таковым и по отношению к своим друзьям, потому что
благодетельствовать всем и означает крайнюю степень добродетели. При этом
нужно обращать внимание и на то, среди кого произносится похвала, потому
что, по выражению Сократа, не трудно восхвалять афинян среди афинян же.
Следует усвоить [восхваляемому лицу] то свойство, которое ценится у данного
класса людей, например, у скифов, или у лаконцев, или у философов. Вообще
понятие почетного следует возводить к понятию прекрасного, потому что эти
понятия кажутся близкими одно другому. [Следует хвалить] и то, что является
соответствующим и приличным, например, то, что достойно славы предков и
деяний, ранее нами совершенных, потому что прибавить себе славы -счастье и
прекрасно. Прекрасно и то, что случается несогласно с нашими ожиданиями в
лучшем и более прекрасном смысле, например, если кто-нибудь в счастье был
умерен, а в несчастье стал великодушен, или если кто-нибудь, по мере своего
возвышения, становится все лучше и доступнее. В таком роде и слова Ификрата:
"Из чего и к чему я пришел?", а также слова победителя на Олимпийских играх:
"Некогда я, с изогнутым коромыслом на плечах".. Отсюда и стих Симонида:
"Будучи дочерью, женой и сестрой тиранов"? Так как человеку воздается
похвала за его дела и так как нравственно хорошему человеку свойственно
действовать согласно заранее принятому намерению, то должно стараться
показать, что человек [которого мы хвалим] действует согласно заранее
принятому намерению. Хорошо также казаться человеком, часто действовавшим
так; поэтому случайности и нечаянности следует считать за нечто, входившее в
наше намерение, и если можно привести много подобных случаев, они покажутся
признаком добродетели и намеренных поступков. Похвала есть способ изъяснять
величие добродетели какого-нибудь человека; следовательно, нужно показать,
что деяния этого человека носят характер добродетели. Енкомий же относится к
самим делам (другие же обстоятельства внешнего характера, например,
благородство происхождения и воспитание служат поводом, так как естественно,
что от хороших предков происходят хорошие потомки, и что человек воспитанный
именно так, будет именно таким). Потому то мы и прославляем в енкомиях
людей, совершивших что-нибудь, деяния же служат признаком известного
нравственного характера; ведь мы могли бы хвалить и человека, который не
совершил таких деяний, если бы были уверены, что он способен их совершить.
То, что называется макарюмос; (прославление счастья) и Јu6ai|jovio|j6q
(прославление блаженства) тождественны между собой, но не тождественны с
похвалой и енкомием: как понятие счастья заключает в себе понятие
добродетели, так и Макарюмбд и Јu6ai|jovio|j6q должен обнимать собой похвалу
или енкомий.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz