Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 105


Холодность стиля может происходить от четырех причин: во-первых, от
употребления сложных слов, как, например, Ликофрон говорит о "многоликом
небе высоковершинной земли" и об "узкодорожном береге". Или как Горгий
выражался "искусный в выпрашивании милостыни льстец" и говорил об "истинно
или ложно поклявшихся". Или как Алкидамант говорил о "душе, исполненной
гнева", и о "лице, делающемся огнецветным", и как он полагал, что "их
усердие будет целесообразным", и как он считал также "целесообразной"
убедительную речь, и морскую поверхность называл "темноцветной". Все эти
выражения поэтичны, потому что они составлены из двух слов. Вот в чем
заключается одна причина [холодности стиля]. Другая состоит в употреблении
необычных выражений, как, например, Ликофрон называет Ксеркса
"мужем-чудовищем" и Скирон у него "муж-хищник", и как Алкидамант [говорит]
об "игрушках" поэзии и о "природном грехе", и о человеке, "возбужденном
неукротимым порывом своей мысли". Третья причина заключается в употреблении
эпитетов или длинных, или неуместных, или в большом числе; в поэзии,
например, вполне возможно называть молоко белым, в прозе же [подобные
эпитеты] совершенно неуместны; если их слишком много, они обнаруживают
[риторическую искусственность] и доказывают, что, раз нужно ими
пользоваться, это есть уже поэзия, так как употребление их изменяет обычный
характер речи и сообщает стилю оттенок чего-то чуждого. В этом отношении
следует стремиться к умеренности, потому что [неумеренность здесь] есть
большее зло, чем речь простая, [то есть лишенная эпитетов]: в последнем
случае речь не имеет достоинства, а в первом она заключает в себе
недостаток. Вот почему произведения Алкидаманта кажутся холодными: он
употребляет эпитеты, не как приправу, а как кушанье, так у него они часты,
преувеличены и бросаются в глаза, например [он говорит] не "пот", а "влажный
пот", не на "Исфмийские игры", а на "торжественное собрание на Исфмийских
играх", не "законы", а "законы, властители государств", не "быстро", а
"быстрым движением души"; [он говорит] не о "музее", а о "музее природы", о
"мрачной душевной заботе"; [он называет кого-нибудь] не "творцом милости",
но "всенародной милости", [называет оратора] "распределителем удовольствия
для слушателей"; [он говорит], что-нибудь спрятано не "под ветвями", а "под
ветвями леса", что кто-нибудь прикрыл не "тело", а "телесный стыд", называет
страсть "соперницей души"; последнее выражение (aVTi|ji|joq) есть в одно и
то же время и составное слово, и эпитет, так что является принадлежностью
поэзии; точно так же [он называет] крайнюю степень испорченности "выходящей
из всяких границ". Вследствие такого неуместного употребления поэтических
оборотов стиль делается смешным и холодным, а от болтливости неясным, потому
что когда кто-нибудь излагает дело лицу знающему [это дело], то он
уничтожает ясность темнотой изложения.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz