Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 83


Итак, мы сказали о том, сколько есть видов примеров, и как и когда
следует ими пользоваться.

ГЛАВА XXI

Определение изречения, его отношение к энтимемам. -Четыре рода
изречений. - Как следует пользоваться изречениями? - Две выгодные стороны,
получающиеся от употребления в речи изречений.
Что касается употребления изречений (афоризмов), то после определения
того, что такое изречение, станет совершенно ясно, относительно чего, когда
и кому прилично пользоваться изречениями в речах. Изречение есть
утверждение, которое относится однако не к отдельным случаям, например, не к
тому, какой человек Ификрат, но имеет общее значение; впрочем, оно
[касается] не всех областей, (например, что "прямое противоположно
кривому"), но лишь того, около чего вращаются житейские дела; [они имеют в
виду то], что можно избирать и чего должно избегать в своей деятельности. А
так как энтимемы суть силлогизмы, касающиеся подобных вещей, то заключения и
посылки энтимем, если у них отнять форму силлогизма, являются, можно
сказать, изречениями, например:
Никогда не следует мужу, одаренному от природы здравым смыслом,
Настолько выучить своих детей, чтобы они стали чересчур мудры.
Это - изречение, а если присоединить к нему причину и [объяснение],
почему это так, то все вместе составит энтимему, например.
- Так как, помимо праздности, которую они обнаруживают
Они возбуждают в своих согражданах враждебную зависть.
Также:
Нет мужа, который был бы счастлив во всем.
Также:
Из мужей нет ни одного, который был бы свободен.
Это - изречение, но оно делается энтимемой, если к нему присоединить
следующее:
Ибо (всякий из них) раб денег или жребия.
Если приведенные примеры - изречения, то необходимо признать четыре
вида изречений, -ибо изречение может быть с эпилогом и без него. Те из них,
которые говорят о чем-нибудь парадоксальном или спорном, нуждаются в
доказательстве; те же, в которых нет ничего парадоксального, бывают без
эпилога. Из этих последних одни совсем не нуждаются в эпилоге, потому что
раньше было известно то [о чем они говорят], например:
Самое лучшее для мужа, как нам кажется, быть здоровым, ибо это мнение
большинства; а другие - потому, что раз их произнесешь, смысл их ясен при
первом взгляде, например:
Не любит тот, кто не любит всегда.
Из числа [изречений] с эпилогом одни представляют собой часть энтимемы,
например:
Никогда не следует мужу, одаренному от природы здравым смыслом...
Другие - энтимематического характера, но не составляют части энтимемы:
они-то и пользуются наибольшей известностью; к числу их принадлежат все те,
в которых видна причина того, что в них говорится, например:
Не питай бессмертного гнева, сам будучи смертным, ибо слова "не должно
питать" представляют изречение, а присоединенные к ним слова "будучи
смертным" представляют объяснение причины; точно так же и изречение, что
"смертному нужно думать о смертном, а не о бессмертном".



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz