|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 83 |
Итак, мы сказали о том, сколько есть видов примеров, и как и когда
следует ими пользоваться.
ГЛАВА XXI
Определение изречения, его отношение к энтимемам. -Четыре рода
изречений. - Как следует пользоваться изречениями? - Две выгодные стороны,
получающиеся от употребления в речи изречений.
Что касается употребления изречений (афоризмов), то после определения
того, что такое изречение, станет совершенно ясно, относительно чего, когда
и кому прилично пользоваться изречениями в речах. Изречение есть
утверждение, которое относится однако не к отдельным случаям, например, не к
тому, какой человек Ификрат, но имеет общее значение; впрочем, оно
[касается] не всех областей, (например, что "прямое противоположно
кривому"), но лишь того, около чего вращаются житейские дела; [они имеют в
виду то], что можно избирать и чего должно избегать в своей деятельности. А
так как энтимемы суть силлогизмы, касающиеся подобных вещей, то заключения и
посылки энтимем, если у них отнять форму силлогизма, являются, можно
сказать, изречениями, например:
Никогда не следует мужу, одаренному от природы здравым смыслом,
Настолько выучить своих детей, чтобы они стали чересчур мудры.
Это - изречение, а если присоединить к нему причину и [объяснение],
почему это так, то все вместе составит энтимему, например.
- Так как, помимо праздности, которую они обнаруживают
Они возбуждают в своих согражданах враждебную зависть.
Также:
Нет мужа, который был бы счастлив во всем.
Также:
Из мужей нет ни одного, который был бы свободен.
Это - изречение, но оно делается энтимемой, если к нему присоединить
следующее:
Ибо (всякий из них) раб денег или жребия.
Если приведенные примеры - изречения, то необходимо признать четыре
вида изречений, -ибо изречение может быть с эпилогом и без него. Те из них,
которые говорят о чем-нибудь парадоксальном или спорном, нуждаются в
доказательстве; те же, в которых нет ничего парадоксального, бывают без
эпилога. Из этих последних одни совсем не нуждаются в эпилоге, потому что
раньше было известно то [о чем они говорят], например:
Самое лучшее для мужа, как нам кажется, быть здоровым, ибо это мнение
большинства; а другие - потому, что раз их произнесешь, смысл их ясен при
первом взгляде, например:
Не любит тот, кто не любит всегда.
Из числа [изречений] с эпилогом одни представляют собой часть энтимемы,
например:
Никогда не следует мужу, одаренному от природы здравым смыслом...
Другие - энтимематического характера, но не составляют части энтимемы:
они-то и пользуются наибольшей известностью; к числу их принадлежат все те,
в которых видна причина того, что в них говорится, например:
Не питай бессмертного гнева, сам будучи смертным, ибо слова "не должно
питать" представляют изречение, а присоединенные к ним слова "будучи
смертным" представляют объяснение причины; точно так же и изречение, что
"смертному нужно думать о смертном, а не о бессмертном".
|
|