Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 70

Может показаться, что
и зависть таким же образом противоположна состраданию, как понятие близкое к
негодованию и тождественное с ним, но [на самом деле] она есть нечто иное:
зависть точно так же есть причиняющая нам беспокойство печаль, точно так же
[она возникает] при виде благоденствия, но не человека [его] недостойного, а
[при виде благоденствия] человека нам равного и подобного. У всех этих
понятий одинаково должен быть тот смысл, что они касаются нашего ближнего и
не [имеют в виду того], случится ли с нами от этого что-нибудь дурное: ибо,
раз возникает в нас смятение или печаль оттого, что вследствие благоденствия
другого человека с нами должно случиться что-нибудь дурное, это уже не есть
негодование или зависть, а будет страх.
Очевидно, что в связи с этими страстями стоят страсти противоположные:
человек, огорчающийся при виде людей, которые незаслуженно терпят горе,
будет радоваться или не будет горевать, если терпят горе люди
противоположного рода, например, ни один честный человек не огорчится, если
понесут наказание убийцы и отцеубийцы, ибо в подобных случаях мы должны
радоваться - точно так же, как при виде людей, которые по заслугам
пользуются счастьем и то, и другое справедливо и заставляет радоваться
хорошего человека, ибо у него необходимо является надежда самому получить на
свою долю то, что выпало на долю подобного [ему]. И все эти [черты]
представляют свойства одного и того же характера, а черты противоположные -
свойства противоположного характера, ибо один и тот же человек бывает
злораден и завистлив: тот, кого огорчает возникновение и присутствие
чего-нибудь, необходимо будет радоваться отсутствию или уничтожению того же
самого. Поэтому все эти [страсти] препятствуют возникновению сострадания;
они различаются между собой по вышеуказанным причинам, так что одинаково
пригодны для того, чтобы делать все невозбуждающим сострадание.
Прежде всего скажем о негодовании - на кого, за что и в каком состоянии
люди негодуют, затем после этого [скажем] и об остальном. Из сказанного это
ясно: если негодовать - значит горевать при виде счастья кажущегося
незаслуженным, то отсюда очевидно прежде всего, что нельзя негодовать при
виде всякого счастья: мы не будем негодовать на человека, если он
справедлив, мужествен или обладает добродетелью, равно как мы не будем
чувствовать сострадания к людям противоположного характера; [негодование
является] при виде богатства, могущества и т. п. - при виде всего того,
чего, вообще говоря, достойны только люди прекрасные и люди, обладающие
благами, даруемыми от природы, каковы благородство происхождения, красота и
все подобное. Но так как давно существующее кажется до некоторой степени
близким к природному, то человек необходимо будет сильнее негодовать на тех,
кто обладает тем же самым благом, но обладает им с недавнего времени и
вследствие этого [т. е.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz