Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 82

- Басня же бывает
подобна рассказу Стисихора о Фалариде и рассказу Эзопа в защиту демагога.
Когда жители Имеры избрали Фаларида полководцем с неограниченной властью и
намеревались дать ему телохранителей, Стисихор, приведя различные доводы
[против этого], рассказал им также басню о том, как лошадь одна владела
пастбищем; когда же пришел олень и начал портить пастбище, то лошадь, желая
отомстить оленю, спросила какого-то человека, не может ли он посодействовать
ей в этом; он отвечал, что может, если возьмет узду и сам сядет на нее, с
копьем в руках. Когда лошадь согласилась на это и он сел на нее, то вместо
того, чтобы отомстить оленю, лошадь сама попала в рабство. Так и вы, сказал
Стисихор, берегитесь, как бы желая отомстить врагам, не попасть в такое же
положение, в какое попала лошадь: у вас уже есть узда, раз вы избрали
полководца с неограниченной властью; если вы еще дадите ему телохранителей и
позволите ему сесть на себя, то будете рабами Фаларида. - А Эзоп на острове
Самосе, защищая демагога, которого осуждали на смерть, рассказал, как
лисица, переправляясь через реку, попала в обрыв; не будучи в состоянии
выбраться оттуда, она долго там страдала и в нее впилось множество клещей;
еж, пробиравшийс мимо, увидев ее, сжалился над ней и спросил, не вытащить ли
из нее клещей, но она не согласилась на это и на вопрос - почему? -
отвечала: эти клещи уже полны мною и поглощают мало крови; если же ты
вытащишь этих, то явятся другие, голодные, и высосут у меня остальную кровь.
Точно так же и вам, мужи самосские, этот человек не может больше причинить
вреда, потому что он богат. Если же вы умертвите его, то явятся другие,
бедные, которые, расхищая общественное достояние, разорят вас. Басни
употребляются в народных собраниях; они имеют ту хорошую сторону, что
подыскать в прошедшем факты, подобные [данному случаю], трудно, басни же
[подыскать] легче; их следует сочинять, как и притчи, если кто может видеть
сходные черты, а это легче делать с помощью философии. Легче подыскать
[примеры] из области вымысла, но полезнее посоветовать что-нибудь, опираясь
на факты, ибо по большей части будущее подобно прошедшему.
Примерами следует пользоваться в том случае, когда не имеешь энтимем
для доказательства, ибо для того, чтобы убедить, требуется [какое-нибудь]
доказательство; когда же [энтимемы] есть, то примерами следует пользоваться,
как свидетельствами, помещая их вслед за энтимемами в виде эпилога. Если их
поставить в начале, то они походят на наведение, а риторическим речам
наведение не свойственно, за исключением немногих случаев; когда же они
помещены в конце, они походят на свидетельства, а свидетель всегда
возбуждает доверие. Поэтому необходимо бывает привести много примеров тому,
кто помещает их в начале, а кто помещает их в конце, для того достаточно
одного [примера], ибо свидетель, заслуживающий веры, бывает полезен даже в
том случае, когда он один.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz