Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 110


Выражение мыслей с помощью знаков отражает характер [говорящего],
потому что для каждого положения и душевного качества есть свой
соответствующий язык; положение я различаю по возрасту, например, мальчик,
муж или старик, - [по полу], например, женщина или мужчина, [по
национальности], например, лаконец или фессалиец. Душевными качествами [я
называю] то, сообразно чему человек в жизни бывает таким, а не иным, потому
что образ жизни бывает именно таким, а не иным в зависимости не от каждого
душевного качества; и если оратор употребляет выражения, соответствующие
душевному качеству, он обнаруживает свой нравственный облик, потому что
человек неотесанный и человек образованный сказали бы не одно и то же и не в
одних и тех же выражениях. До некоторой степени на слушателей действует тот
прием, которым так часто пользуются составители речей: кто этого не знает?
Это всем известно. Слушатель в этом случае соглашается под влиянием стыда,
чтобы быть причастным тому, чему причастны все остальные люди.
Все эти виды [оборотов] одинаково могут быть употреблены кстати или
некстати. При всяком несоблюдении меры лекарством [должно служить] известное
[правило], что человек должен сам себя поправлять, потому что раз оратор
отдает себе отчет в том, что делает, его слова кажутся истиной. Кроме того,
не [следует] одновременно пускать в ход все сходные между собой средства,
потому что таким образом у слушателя является недоверие. Я разумею здесь
такой, например, [случай]: если слова [оратора] жестки, не [должно] говорить
их жестким голосом, [делать] жесткое выражение лица и [пускать в ход все]
другие сходные средства; при несоблюдении этого правила всякий [риторический
прием] обнаруживает то, что он есть. Если же [оратор пускает в ход] одно
средство, не [употребляя] другого, то незаметно он достигает того же самого
результата; если он жестким тоном говорит приятные вещи и приятным тоном
жесткие вещи, он лишается доверия [слушателей]. Ложные слова, обилие
эпитетов и слова малоупотребительные всего пригоднее для оратора, говорящего
под влиянием гнева; простительно назвать несчастье "необозримым, как небо",
или "чудовищным". [Простительно это] также в том случае, когда оратор уже
завладел своими слушателями и воодушевил их похвалами или порицаниями,
гневом или дружбой, как это, например, делает Исократ в конце своего
панегирика, [говоря].

ГЛАВА VIII

Стиль не должен быть ни метрическим, ни лишенным ритма.
Что касается формы стиля, то он не должен быть ни метрическим, ни
лишенным ритма. В первом случае [речь] не имеет убедительности, так как
кажется выдуманной, и, вместе с тем, отвлекает внимание [слушателей],
заставляя следить за возвращением сходных [повышений и понижений],
совершенно так же, как дети, предупреждая вопрос глашатаев: кого избирает
своим покровителем отпускаемый на волю, [кричат]: Клеона. Стиль, лишенный
ритма, имеет незаконченный вид, и следует придать ему вид законченности, но
не с помощью метра, потому что все незаконченное неприятно и
невразумительно.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz