|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 75 |
Они исполнены надежд, потому что юноши так разгорячены природой, как люди,
упившиеся вином; вместе с тем [они таковы], потому что еще не во многом
потерпели неудачу. Они преимущественно живут надеждой, потому что надежда
касается будущего, а воспоминания - прошедшего, у юношей же будущее
продолжительно, прошедшее же кратко: в первый день не о чем помнить,
надеяться же можно на все. Их легко обмануть вследствие сказанного: они
легко поддаются надежде. Они чрезвычайно смелы, потому что пылки и исполнены
надежд; первое из этих качеств заставляет их не бояться, а второе быть
уверенными. Никто, будучи под влиянием гнева, не испытывает страха, а
надеяться на что-нибудь хорошее, значит быть смелым. Молодые люди стыдливы:
они воспитаны исключительно в духе закона и не имеют понятия о других
благах. Они великодушны, потому что жизнь еще не унизила их и они не
испытали нужды; считать себя достойным великих [благ] означает великодушие,
и это свойственно человеку, исполненному надежд. В своих занятиях они
предпочитают прекрасное полезному, потому что живут более сердцем, чем
расчетом; расчет касается полезного, а добродетель прекрасного. Юноши более,
чем люди в других возрастах, любят друзей, семью и товарищей, потому что
находят удовольствие в совместной жизни и ни о чем не судят с точки зрения
пользы, так что и о друзьях не [судят так]. Они во всем грешат крайностью и
излишеством вопреки Хилонову изречению: они все делают через меру: чересчур
любят и чересчур ненавидят и во всем остальном так же. Они считают себя
всеведущими и утверждают [это]; вот причина, почему [они все делают] чрез
меру. И несправедливости они совершают по своему высокомерию, а не по злобе.
Они легко доступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком
хорошими: они мерят своих ближних своей собственной неиспорченностью, так
что полагают, что те терпят незаслуженно. Они любят посмеяться и сказать
острое словцо, так как остроумие есть отшлифованное высокомерие.
ГЛАВА XIII Черты характера, свойственные старости.
Таков нрав юношей. Что же касается людей более старых и пожилых, то их
нравы слагаются, можно сказать, по большей части из черт противоположных
вышеизложенным: так как они прожили много лет и во многом были обмануты и
ошиблись, так как большая часть [человеческих дел] оказывается ничтожными,
то они ничего положительно не утверждают и все делают в меньшей мере, чем
следует. И все они "полагают", но ничего не "знают"; в своей нерешительности
они всегда прибавляют "может быть" и "пожалуй", и обо всем они говорят так,
ни о чем не рассуждая решительно. Они злонравны, потому что злонравие есть
понимание всего в дурную сторону. Они подозрительны вследствие своей
недоверчивости, а недоверчивы вследствие своей опытности. Поэтому они сильно
не любят и не ненавидят, но, согласно совету Бианта любят, как бы готовясь
возненавидеть, и ненавидят, как бы намереваясь полюбить.
|
|