Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 75


Они исполнены надежд, потому что юноши так разгорячены природой, как люди,
упившиеся вином; вместе с тем [они таковы], потому что еще не во многом
потерпели неудачу. Они преимущественно живут надеждой, потому что надежда
касается будущего, а воспоминания - прошедшего, у юношей же будущее
продолжительно, прошедшее же кратко: в первый день не о чем помнить,
надеяться же можно на все. Их легко обмануть вследствие сказанного: они
легко поддаются надежде. Они чрезвычайно смелы, потому что пылки и исполнены
надежд; первое из этих качеств заставляет их не бояться, а второе быть
уверенными. Никто, будучи под влиянием гнева, не испытывает страха, а
надеяться на что-нибудь хорошее, значит быть смелым. Молодые люди стыдливы:
они воспитаны исключительно в духе закона и не имеют понятия о других
благах. Они великодушны, потому что жизнь еще не унизила их и они не
испытали нужды; считать себя достойным великих [благ] означает великодушие,
и это свойственно человеку, исполненному надежд. В своих занятиях они
предпочитают прекрасное полезному, потому что живут более сердцем, чем
расчетом; расчет касается полезного, а добродетель прекрасного. Юноши более,
чем люди в других возрастах, любят друзей, семью и товарищей, потому что
находят удовольствие в совместной жизни и ни о чем не судят с точки зрения
пользы, так что и о друзьях не [судят так]. Они во всем грешат крайностью и
излишеством вопреки Хилонову изречению: они все делают через меру: чересчур
любят и чересчур ненавидят и во всем остальном так же. Они считают себя
всеведущими и утверждают [это]; вот причина, почему [они все делают] чрез
меру. И несправедливости они совершают по своему высокомерию, а не по злобе.
Они легко доступны состраданию, потому что считают всех честными и слишком
хорошими: они мерят своих ближних своей собственной неиспорченностью, так
что полагают, что те терпят незаслуженно. Они любят посмеяться и сказать
острое словцо, так как остроумие есть отшлифованное высокомерие.

ГЛАВА XIII Черты характера, свойственные старости.

Таков нрав юношей. Что же касается людей более старых и пожилых, то их
нравы слагаются, можно сказать, по большей части из черт противоположных
вышеизложенным: так как они прожили много лет и во многом были обмануты и
ошиблись, так как большая часть [человеческих дел] оказывается ничтожными,
то они ничего положительно не утверждают и все делают в меньшей мере, чем
следует. И все они "полагают", но ничего не "знают"; в своей нерешительности
они всегда прибавляют "может быть" и "пожалуй", и обо всем они говорят так,
ни о чем не рассуждая решительно. Они злонравны, потому что злонравие есть
понимание всего в дурную сторону. Они подозрительны вследствие своей
недоверчивости, а недоверчивы вследствие своей опытности. Поэтому они сильно
не любят и не ненавидят, но, согласно совету Бианта любят, как бы готовясь
возненавидеть, и ненавидят, как бы намереваясь полюбить.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz