Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 18


Удача (suTuxia) заключается в приобретении и обладании или всеми, или
большей частью, или главнейшими из тех благ, происхождение которых случайно.
Случай бывает причиной некоторых таких благ, которые можно добыть с помощью
человеческого искусства, но многие из них недостижимы этим путем, например
те, которые даются нам природой. Некоторые из благ [доставляемых случаем],
могут существовать и независимо от природы; так здоровье может иметь своим
источником искусство, но источником красоты и роста может быть только
природа. Вообще говоря, те блага случайного происхождения которые возбуждают
зависть. Случай бывает причиной и таких благ, которые являются вопреки
всякому расчету, например если все братья безобразны и только один из них
красив, или если никто другой не замечал клада, а один кто-нибудь нашел его,
или если стрела попала в человека, стоявшего рядом, а в него не попала, или
если человек, постоянно ходивший [в такое то место] не пришел, а другие, в
первый раз пришедшие туда, погибли. Все подобные случаи кажутся следствием
удачи.
Так как учение о добродетели имеет всего более связи с учением о
похвалах, то мы разберем вопрос о добродетели тогда, когда будем говорить о
похвале.

ГЛАВА VI

Цель речи совещательной - польза, польза - благо; определение блага. -
Три рода действующих причин. -К категории блага относятся: добродетель,
удовольствие, блаженство, добродетели души, красота и здоровье, богатство и
дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные
дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. - Блага
спорные. - Еще определения блага. - Два рода возможного.
Итак, ясно, что мы должны иметь в виду, как желательное в будущем или
как уже существующее в настоящем, когда уговариваем кого-нибудь, и что,
напротив, когда отговариваем кого-нибудь, потому что второе противоположно
первому. Так как цель, которую преследует совещательный оратор, есть польза,
потому что совещаются не о конечной цели, но о средствах, ведущих к цели, а
такими средствами бывает то, что полезно при данном положении дел, полезное
же есть благо, - в виду всего этого следует вообще разобрать основные
элементы добра и пользы.
Определим благо, как нечто такое, что желательно само по себе, ради
чего мы желаем и другого, к чему стремится все или, по крайней мере, все,
способное ощущать и одаренное разумом, или если бы было одарено разумом.
Благо есть то, что соответствует указаниям разума; для каждого
отдельного человека благо то, что ему указывает разум относительно каждого
частного случая; благо - нечто такое, присутствие чего делает человека
спокойным и самоудовлетворенным; оно есть нечто самодовлеющее, нечто
способствующее возникновению и продолжению такого состояния, нечто
сопутствующее подобному состоянию, мешающее противоположному состоянию и
устраняющее его. А сопутствие [здесь] может быть двоякое: [что-нибудь
существует] одновременно [с чем-нибудь другим] или является после [этого
другого], например, знание является после учения, но жизнь существует
одновременно со здоровьем.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz