|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 18 |
Удача (suTuxia) заключается в приобретении и обладании или всеми, или
большей частью, или главнейшими из тех благ, происхождение которых случайно.
Случай бывает причиной некоторых таких благ, которые можно добыть с помощью
человеческого искусства, но многие из них недостижимы этим путем, например
те, которые даются нам природой. Некоторые из благ [доставляемых случаем],
могут существовать и независимо от природы; так здоровье может иметь своим
источником искусство, но источником красоты и роста может быть только
природа. Вообще говоря, те блага случайного происхождения которые возбуждают
зависть. Случай бывает причиной и таких благ, которые являются вопреки
всякому расчету, например если все братья безобразны и только один из них
красив, или если никто другой не замечал клада, а один кто-нибудь нашел его,
или если стрела попала в человека, стоявшего рядом, а в него не попала, или
если человек, постоянно ходивший [в такое то место] не пришел, а другие, в
первый раз пришедшие туда, погибли. Все подобные случаи кажутся следствием
удачи.
Так как учение о добродетели имеет всего более связи с учением о
похвалах, то мы разберем вопрос о добродетели тогда, когда будем говорить о
похвале.
ГЛАВА VI
Цель речи совещательной - польза, польза - благо; определение блага. -
Три рода действующих причин. -К категории блага относятся: добродетель,
удовольствие, блаженство, добродетели души, красота и здоровье, богатство и
дружба, честь и слава, умение хорошо говорить и действовать, природные
дарования, науки, знания и искусства, жизнь, справедливость. - Блага
спорные. - Еще определения блага. - Два рода возможного.
Итак, ясно, что мы должны иметь в виду, как желательное в будущем или
как уже существующее в настоящем, когда уговариваем кого-нибудь, и что,
напротив, когда отговариваем кого-нибудь, потому что второе противоположно
первому. Так как цель, которую преследует совещательный оратор, есть польза,
потому что совещаются не о конечной цели, но о средствах, ведущих к цели, а
такими средствами бывает то, что полезно при данном положении дел, полезное
же есть благо, - в виду всего этого следует вообще разобрать основные
элементы добра и пользы.
Определим благо, как нечто такое, что желательно само по себе, ради
чего мы желаем и другого, к чему стремится все или, по крайней мере, все,
способное ощущать и одаренное разумом, или если бы было одарено разумом.
Благо есть то, что соответствует указаниям разума; для каждого
отдельного человека благо то, что ему указывает разум относительно каждого
частного случая; благо - нечто такое, присутствие чего делает человека
спокойным и самоудовлетворенным; оно есть нечто самодовлеющее, нечто
способствующее возникновению и продолжению такого состояния, нечто
сопутствующее подобному состоянию, мешающее противоположному состоянию и
устраняющее его. А сопутствие [здесь] может быть двоякое: [что-нибудь
существует] одновременно [с чем-нибудь другим] или является после [этого
другого], например, знание является после учения, но жизнь существует
одновременно со здоровьем.
|
|