Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 67

[Услуга
важна], если она оказывается человеку, сильно нуждающемуся в ней, или если
[она касается] важных и трудных вещей, или если [она оказывается] именно в
такой-то момент или если человек оказывает ее один, или первый, или в
наибольшей степени. Нужда суть стремление, и особенно к таким вещам,
отсутствием которых причиняется некоторое страдание: таковы страсти,
например, любовь, а также те страсти, которые [человек испытывает] во время
физических страданий и в опасностях, потому что, подвергаясь опасности или
испытывая страдание, человек чувствует страстное желание [избежать их].
Потому-то люди, явившиеся на помощь человеку в бедности или в изгнании, даже
если их одолжение ничтожно, считаются оказавшими услугу, так велика нужда и
[важно] время; так, например, поступил человек, давший в лицее рогожу. Итак,
услуга непременно должна касаться таких вещей, если же не [таких], то равных
им или более важных, так что раз ясно, кого, за что и в каком состоянии люди
благодарят, отсюда, очевидно, следует вывести заключение, показав, что одни
люди находятся или находились в таком огорчении и нужде, а другие оказали
или оказывают какую-нибудь подобную услугу в такой нужде. Очевидно также,
каким образом можно уничтожить значение услуги и избавить человека
от необходимости благодарить: [можно сказать], или что люди оказывают
или оказали услугу ради собственной выгоды - а это, как мы сказали, не есть
услуга - или что они поступили так под влиянием стечения обстоятельств, или
были принуждены так поступить, или что они не просто дали, а отдали - с
умыслом или без умысла; в обоих случаях [услуга оказывается] ради чего-то
другого, так что и не может быть названа услугой.
При этом нужно иметь в виду все категории, потому что услуга есть
услуга, поскольку она есть то-то, или [поскольку она] такова по объему или
[поскольку она обладает] такими-то качествами; или [поскольку она
совершается] тогда-то, или там-то. Доказательством же [могут служить
соображения], что нам не оказали услугу в менее важном случае, или что для
врагов сделали то же самое, или что-нибудь равное, или что-нибудь большее,
ибо, очевидно, и это [делается] не ради нас, - или [если] сделано
сознательно что-нибудь дурное, ибо никто не сознается, что имеет нужду в
дурных вещах.

ГЛАВА VIII

Определение сострадания. - Кто доступен и кто недоступен этому чувству?
- Что и кто возбуждает сострадание?
Итак, мы сказали и о том, что такое оказывать благодеяние и не
оказывать его.
Скажем теперь о том, что возбуждает в нас сострадание, к кому и
находясь в каком состоянии мы испытываем сострадание. Пусть будет
сострадание некоторого рода печаль при виде бедствия, которое может повлечь
за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не
заслуживающего, [бедствие], которое могло бы постигнуть или нас самих, или
кого-нибудь из наших, и притом, когда оно кажется близким.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz