|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 67 |
[Услуга
важна], если она оказывается человеку, сильно нуждающемуся в ней, или если
[она касается] важных и трудных вещей, или если [она оказывается] именно в
такой-то момент или если человек оказывает ее один, или первый, или в
наибольшей степени. Нужда суть стремление, и особенно к таким вещам,
отсутствием которых причиняется некоторое страдание: таковы страсти,
например, любовь, а также те страсти, которые [человек испытывает] во время
физических страданий и в опасностях, потому что, подвергаясь опасности или
испытывая страдание, человек чувствует страстное желание [избежать их].
Потому-то люди, явившиеся на помощь человеку в бедности или в изгнании, даже
если их одолжение ничтожно, считаются оказавшими услугу, так велика нужда и
[важно] время; так, например, поступил человек, давший в лицее рогожу. Итак,
услуга непременно должна касаться таких вещей, если же не [таких], то равных
им или более важных, так что раз ясно, кого, за что и в каком состоянии люди
благодарят, отсюда, очевидно, следует вывести заключение, показав, что одни
люди находятся или находились в таком огорчении и нужде, а другие оказали
или оказывают какую-нибудь подобную услугу в такой нужде. Очевидно также,
каким образом можно уничтожить значение услуги и избавить человека
от необходимости благодарить: [можно сказать], или что люди оказывают
или оказали услугу ради собственной выгоды - а это, как мы сказали, не есть
услуга - или что они поступили так под влиянием стечения обстоятельств, или
были принуждены так поступить, или что они не просто дали, а отдали - с
умыслом или без умысла; в обоих случаях [услуга оказывается] ради чего-то
другого, так что и не может быть названа услугой.
При этом нужно иметь в виду все категории, потому что услуга есть
услуга, поскольку она есть то-то, или [поскольку она] такова по объему или
[поскольку она обладает] такими-то качествами; или [поскольку она
совершается] тогда-то, или там-то. Доказательством же [могут служить
соображения], что нам не оказали услугу в менее важном случае, или что для
врагов сделали то же самое, или что-нибудь равное, или что-нибудь большее,
ибо, очевидно, и это [делается] не ради нас, - или [если] сделано
сознательно что-нибудь дурное, ибо никто не сознается, что имеет нужду в
дурных вещах.
ГЛАВА VIII
Определение сострадания. - Кто доступен и кто недоступен этому чувству?
- Что и кто возбуждает сострадание?
Итак, мы сказали и о том, что такое оказывать благодеяние и не
оказывать его.
Скажем теперь о том, что возбуждает в нас сострадание, к кому и
находясь в каком состоянии мы испытываем сострадание. Пусть будет
сострадание некоторого рода печаль при виде бедствия, которое может повлечь
за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не
заслуживающего, [бедствие], которое могло бы постигнуть или нас самих, или
кого-нибудь из наших, и притом, когда оно кажется близким.
|
|