|
Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 81 |
И из всех этих случаев одни имеют характер необходимости, а
другие -случающегося по большей части. А относительно того, что не
случилось, [доказательства], очевидно, черпаются из противоположного
сказанному.
Что касается того, что будет, то здесь дело очевидно из того же самого:
будет то, что для нас возможно и чего мы желаем, и то, что соответствует
нашей страсти, гневу и расчету в соединении с возможностью [сделать это], а
также то, что находится в области наших стремлений и намерений, ибо
обыкновенно больше случается то, что входит в наши намерения, чем то, что не
входит в них. И если уже случилось то, что по своей природе случается раньше
[чего-нибудь другого], например, если небо покрылось облаками, то, вероятно,
пойдет дождь. И если случилось [что-нибудь], что [всегда] бывает ради
чего-нибудь другого, например, если [воздвигнуто] основание, [будет] и дом.
Что касается великости и малости вещей, большего и меньшего и вообще великих
и малых вещей, то все это ясно для нас из ранее сказанного, ибо по поводу
речей совещательных мы говорили о величине благ и вообще о большем и
меньшем; так как соответственно каждому роду речи есть определенная цель в
виде блага, каковы понятия прекрасного и справедливого, то, очевидно, с
помощью указанных [доказательств] следует для каждого рода речи приводить
увеличения (au^nosig). Делать же помимо сказанного исследование вообще о
величине и о превосходстве значило бы говорить пустое, ибо для практики
больше значения имеют частные случаи, чем общее.
Вот что нужно сказать о возможном и невозможном, о том, случилось
что-нибудь или нет, будет или нет, а также о великости и малости вещей.
ГЛАВА XX
Пример и энтимема. - Два рода примеров, сравнения и басни (притчи). -
Как и когда следует пользоваться примерами?
Остается сказать о способах убеждения, общих для всех [случаев], раз мы
сказали о частных способах. Общие способы убеждения бывают двоякого рода:
пример и энтимема, так как изречение есть часть энтимемы. Итак скажем
сначала о примере, потому что пример подобен наведению, а наведение есть
начало.
Есть два вида примеров; один вид примера заключается в том, что
приводятся факты прежде случившиеся, другой в том, что [оратор] сам сочиняет
таковые; в последнем случае может быть, во-первых, притча, во-вторых, басня,
каковы, например, басни Эзопа и басни Ливийские. Приводить в пример факты
можно в таком роде можно сказать, что нужно готовиться к войне против
Персидского царя и не позволять ему захватить Египет, ибо и прежде Дарий
перешел [в Грецию] не прежде, чем захватил Египет, а, захватив его,
переправился Точно так же и Ксеркс двинулся [на Грецию] не прежде, чем взял
[Египет], а, взяв [его], переправился, так что и этот [то есть царствующий
ныне] переправится [в Грецию], если захватит [Египет], поэтому нельзя ему
этого позволять. Притча (сравнение) -это прием Сократа, например, если бы
кто-нибудь сказал, что не следует избирать власти по жребию, ибо это подобно
тому, как если бы кто-нибудь избирал по жребию в атлеты - не тех, кто в
состоянии состязаться, но тех, кому выпадет жребий, или из корабельщиков
избирал по жребию того, кому нужно управлять кораблем, как будто это нужно
делать не знающему человеку, а тому, кому выпадет жребий.
|
|