Философы Древней Греции - Аристотель - Риторика - Страница 81

И из всех этих случаев одни имеют характер необходимости, а
другие -случающегося по большей части. А относительно того, что не
случилось, [доказательства], очевидно, черпаются из противоположного
сказанному.
Что касается того, что будет, то здесь дело очевидно из того же самого:
будет то, что для нас возможно и чего мы желаем, и то, что соответствует
нашей страсти, гневу и расчету в соединении с возможностью [сделать это], а
также то, что находится в области наших стремлений и намерений, ибо
обыкновенно больше случается то, что входит в наши намерения, чем то, что не
входит в них. И если уже случилось то, что по своей природе случается раньше
[чего-нибудь другого], например, если небо покрылось облаками, то, вероятно,
пойдет дождь. И если случилось [что-нибудь], что [всегда] бывает ради
чего-нибудь другого, например, если [воздвигнуто] основание, [будет] и дом.
Что касается великости и малости вещей, большего и меньшего и вообще великих
и малых вещей, то все это ясно для нас из ранее сказанного, ибо по поводу
речей совещательных мы говорили о величине благ и вообще о большем и
меньшем; так как соответственно каждому роду речи есть определенная цель в
виде блага, каковы понятия прекрасного и справедливого, то, очевидно, с
помощью указанных [доказательств] следует для каждого рода речи приводить
увеличения (au^nosig). Делать же помимо сказанного исследование вообще о
величине и о превосходстве значило бы говорить пустое, ибо для практики
больше значения имеют частные случаи, чем общее.
Вот что нужно сказать о возможном и невозможном, о том, случилось
что-нибудь или нет, будет или нет, а также о великости и малости вещей.

ГЛАВА XX

Пример и энтимема. - Два рода примеров, сравнения и басни (притчи). -
Как и когда следует пользоваться примерами?
Остается сказать о способах убеждения, общих для всех [случаев], раз мы
сказали о частных способах. Общие способы убеждения бывают двоякого рода:
пример и энтимема, так как изречение есть часть энтимемы. Итак скажем
сначала о примере, потому что пример подобен наведению, а наведение есть
начало.
Есть два вида примеров; один вид примера заключается в том, что
приводятся факты прежде случившиеся, другой в том, что [оратор] сам сочиняет
таковые; в последнем случае может быть, во-первых, притча, во-вторых, басня,
каковы, например, басни Эзопа и басни Ливийские. Приводить в пример факты
можно в таком роде можно сказать, что нужно готовиться к войне против
Персидского царя и не позволять ему захватить Египет, ибо и прежде Дарий
перешел [в Грецию] не прежде, чем захватил Египет, а, захватив его,
переправился Точно так же и Ксеркс двинулся [на Грецию] не прежде, чем взял
[Египет], а, взяв [его], переправился, так что и этот [то есть царствующий
ныне] переправится [в Грецию], если захватит [Египет], поэтому нельзя ему
этого позволять. Притча (сравнение) -это прием Сократа, например, если бы
кто-нибудь сказал, что не следует избирать власти по жребию, ибо это подобно
тому, как если бы кто-нибудь избирал по жребию в атлеты - не тех, кто в
состоянии состязаться, но тех, кому выпадет жребий, или из корабельщиков
избирал по жребию того, кому нужно управлять кораблем, как будто это нужно
делать не знающему человеку, а тому, кому выпадет жребий.



Карта сайта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133
 
Сайт создан в системе uCoz